Наконец-то добралась я до этого рассказа...
К подобным произведениям отношусь настороженно, потому что, когда я начинаю их читать, у меня возникает вопрос: «то ли лыжи не едут, то ли я … не въезжаю». Далее, если я понимаю, что смысла нет никакого в нагромождении образных или несовместимых с жизнью между собой слов, то просто откладываю текст. Но данный рассказ является тем самым лакомым кусочком, который хочется распробовать и вкусить его сок, а именно, его идею, смысл.
Действительно, читать нужно несколько раз, поскольку, только собрав все кусочки воедино можно узреть чудный узор мозаики, составленный автором.
Воспринимать информацию в рассказе довольно сложно, лично для меня, и вовсе не из-за наличия множества "украшательств", а в необычных приемах, нестандартных связках причина-следствие, в определенных построениях предложений. В результате сознание на секунды уходит в себя, дабы понять суть, и вытягивает довольно странные формы. Читая второй раз, я уже понимала некоторые «нестандартные» моменты, (например, " От вида мощных крылатых ящеров звенело в ушах" – объяснила для себя позже).
Единственное, что осталось для меня «за краем» понимания:
"над расплавленными в киселе неба вершинами» - никак не пойму, как они оказались расплавлены в киселе.
"Тени из света и тьмы"... – тоже, на мой взгляд, не удачно.
Далее, премчик, отключающий сознание, - это особое построение предложений. Порядок в них настолько перетасован, что воспринимать смысл довольно сложно:
" Обдуваемая всеми ветрами, скитальцу открылась широкая панорама красных земель, разрезанных вереницами гор".
«филигранные червонного золота кольца давно потускнели" - довольно своеобразный оборот, опущен предлог "из", обычно употребляющийся.
Попробовав разложить миры в некий скелет, получилось следующее.
В повествовании выделены три основных мира: нижний, средний и верхний, а также некое надмирье (возможно, это и есть верхний мир).
После Песчаной битвы Ттау ( часть верхнего мира или он целиком) превратилась в «заброшенное перепутье верхнего мира»; время в нем застыло, (бесконечные дни, не сменяемый ночами, песок с частицами застывшего времени). Этот мир имеет множество слоев (строение луковицы), наполнен иллюзиями и при долгом нахождении в нем, человек может сойти с ума. Он больше походит на небытие.
Средний мир принадлежал всему живому; империя среднего мира, поселения вислоухих (тэрианская деревня) находились именно в среднем мире.
Нижний мир, который наполняет утробу Тьм, не описан. Но именно из нижнего мира родом сам Аспарах. Он часто задумывался что есть «нутро Тьм», но не находил ответа.
Что же есть сама Тьм? Возможно, мать всего сущего, так как представлена негритянкой (потенциальной матерью).
Цитата(Aeirel)
И вертится вселенная-шаманка.
тоже возникла такая мысль.
Все три мира, словно три ячейки одного целого, управлять ими можно с помощью силы мага. Но магия эта вряд ли представляет собой ритуалы, это воля, скрытые силы, энергия.
Аспарах, еще юношей попал в монастырь, где готовили будущих магов, давали им разные испытания. Последнее испытание заключалось в уничтожении (убийстве) конкурентов. Воспитанников было 12, остаться должен был один. Интересно, собственно, само число.
Вообще, вся эта история напоминает мне аллегорические описания смены каких-то циклов, подобно смене времен года или циклическому вращению небесных святил, которые свойственным древним народам.
Желание Аспараха быть Господином всего живого, было очень сильным, он проходит последнее испытание, и возвращается в монастырь уже магом и отправляется покорять миры, начиная с нижнего.
До того, как попасть в монастырь, Аспарах познает земное счастье с женщиной среднего мира Нагой (дни, полные неги и Наги).
Нага олицетворяет старый мир (маури), который существовал когда-то в верхнем мире, она называет Аспараха глупцом, поскольку мужчина верит в звезды. Нага утверждает, что звезды – это наше отражение, а весь мир стоит на черепахе.
Черепаха, как начало всеобщего, из панциря которой растет космическое дерево, присутствует в легендах американских индейцев; тело черепахи-нижний мир, панцирь – верхний, сама она возникла из черного хаоса (образ негритянки).
Думаю, подобные предания вдохновили автора.
В своей погоне подчинить себе все живое, именно ощущение власти давало наслаждение мужчине, он решает завоевать все миры, подчинить их себе, и превращается в чудовище. В несчастное чудовище. Нага послужила неким спасителем от скверны, что сковала Аспараха. В попытках спасти любимого, она отдает свою жизнь шаманке, проводя некий ритуал, трансформируется в саму Тьм («Нага заплакала», а ведь вначале говорилось: Верхний мир питает слезы Тьм). Шаманка забрасывает Аспараха в верхний мир, заперев двери в другие миры.
Сам верхний мир довольно интересен.
Не знаю, задумка ли это автора, или мое предположение, но верхний мир есть некое состояние волн, звуковых. Ведь именно в некий оглушающий звон вошла Нага во сне. Звенело в ушах у Аспараха при виде драконов, думаю, это вовсе не смысловая ошибка, как думалось впервой. На краю гор Аспарах появился также в виде звука: «не надорванной еще нотой». Мальчик со скрипкой, стражник, также появился в виде звука. Возможно существование в том мире несколько иное, совсем на другом уровне колебаний. Черепаха, на которой стоит мир, по мнению Наги, спит и не слышит. Нижнему и среднему миру (физическому) невозможно услышать то, что сокрыто в верхнем?
Верхний мир содержит много слоев, и словно фильтр для сознания, вымывает все лишнее, всю память.
Аспарах несколько раз проходил свою жизнь и возвращался в одно и тоже место –Песчаный город хранителей времени, где в очередной раз пытался вернуть прошлое, себя. Но каждый раз, достигнув песков времени, вспоминал, что он не первый раз в этом месте, что проходил, и не раз, свой путь. Путь чудовища. Неожиданно он решает изменить свою судьбу, карму, предназначение, и отказывается в очередной раз пуститься по бесконечному кругу. В результате вновь становиться чудовищем, только другим – песчаным. Казалось, отчаянье настигло его, но он решается на большее – идет в самое сердце миров, к древнему древу, чья крона выходит за край небосвода. Там его ждет Нага. Она уже там. А что же за краем неба? Думаю, там абсолютная свобода. Для Аспараха – от бесконечных перевоплощений в чудовище.
Возможно здесь раскрыта некая суть человека. Что влияет на его действия, на его Путь.На путь его души.
Почему шаманка закрыла двери в миры? Возможно, не хотела терять «часть» своего черного тела. Или же за край неба невозможно попасть, если не осознать по-настоящему себя.
Рассказ очень сильный, один из моих фаворитов на этом Пролете!
Цитата(Aeirel)
Ну а мне в свою очередь кажется, что у рассказа два дна, и первое из них несёт в себе идею, что любовь очищает; второе же больше обращено к читателям, чьи фасеточные глаза наблюдают за мытарствами всех и каждого персонажей этой истории, равно как и других (правда, чтобы это увидеть, это надо перечитать рассказ два раза).
- читала отзывы перед вторым прочтением, чтобы прочувствовать взгляд со стороны. Действительно, в тексте есть несколько моментов, в которых можно представить себя как раз "за краем" мира героев. Особенно, разговор Наги и Аспараха:
Цитата
– Разве у тебя никогда не было ощущения, будто за небом – кромешное ничто? Пугающее одиночество небытия. Ни звёзд, ни воздуха – только чей-то пронзительный взгляд. Чужой. Безымянный. Из-за черты. Вот и сейчас… Это чувство, слышишь? Будто кто-то следит. За нами. Чьё-то незримое присутствие. Тикает, как часы…
– …Быть может, мы просто боимся его увидеть, и не смеем удержать взгляд?
– …И как будто он всегда знает то, что мы говорим друг другу. Иногда ему безразлично, а иногда – нет, и он прислушивается. Тише, тише… ещё глубже.
– Как сейчас?
– Да, как сейчас.
– Ты думаешь, оттуда, из-за черты, он слышит звуки?
– Или ощущает как-то иначе.
аж вызвал у меня муражки!