История одной семьи.
Смак отборных сортов
Тех, кто выжил, не выкляничв место в ковчеге.
Ю.Морец, Кармен.
Жил когда-то в Одессе уважаемый раввин Рафаил ХХХХ, с женой Рахель, тремя своими детьми: Эммануилом, Ханной и Рут, и еще оставшимся от сестры сиротой племянником Марком. Не по-еврейски бросать племянника на произвол судьбы, а уж для раввина так и вовсе немыслимо. Жил, изучал Тору, да и далеко не только Тору, учил своих детей с племянником всему, что знал сам. А знал сам многое, слава о нем как об известном каббалисте и заклинателе шла по всей Одессе, за благословением к нему захаживали очень разные люди, от врача до карточного шулера. Так бы и жил бы себе этот раввин, вкушая и радость и горе в меру, если бы не стоял на дворе год 5696-й, и где-то в подвалах далекой Лубянки не начинал петь соловьем Глеб Бокий.
Отдавая должное славе колдуна, одесское управление НКВД в одну из ночей прислало за раввином сразу три ворона. Быстро сообразив, что к чему, Рафаил и Рахель вышли навстречу гостям с поднятыми руками. Конечно же, не чтобы сдаться, а чтобы призвать огонь с небес. Опрегруппа НКВД потеряла четверых убитыми и еще четверых серьезно раненными прежде, чем им удалось застрелить эту парочку. Потом опергруппа вошла в дом, где вместо указанных в ориентировке трех детей обнаружила четверых. Повисла пауза, НКВДшники еще только собиралдись начать выяснять, кто тут кто и по какому праву здесь находится, когда Эммануил нашелся.
Марковка, чего уши-то развесил, а ну собери мои вещи в дорогу, не видишь, что ли, меня сейчас из дома заберут.
И мои тоже, не самой же мне вещи собирать! Подхватила сообразительная Хана.
Так дети раввина выдали своего двоюродного брата за домработника. Как примерно в это же время сказал самый большой друг еврейского народа, "Ложь должна быть грандиозной, тогда в нее поверят". Возмущению чекистов не было предела. Как, на двадцатом году советской власти, этот кровопийца держал у себя слугу? Да еще и детский труд использовал? У Марка лаского спросили, кто он такой, и Марк смело назвал имена своих покойных родителей, благо мама взяла фамилию мужа. Запись о рождении мальчика отыскалась на следующий день в городском архиве, сведения о девичьей фамилии матери чекисты искать поленились. Вот так получилось, что дети раввина отправились в детский дом для детей врагов народа где-то под Карагандой, а Марк в довольно приличный детский дом в Одессе. Старшему из его спасителей на тот момент было 12 лет, младшей восемь. Судя по тому, что в хрушевскую оттепель их следов Марку отыскать не удалось, об их посвещенности чекисты узнали.
Марка отдали в школу. На фоне детей, научившихся читать в ликбезах да на рабфаках, мальчик, выросший над книжками смотрелся понятно как, даже не сильно напрягаясь, тайно продолжая штудировать некоторые припрятанные книжки из дома дяди. Окончивший с отличаем школу мальчик со вполне пролетарским происхождением (сам был батраком) был рекомендован к поступлению в киевский университет, так что начало войны он встретил, закончив первый курс. Даже в страшной неразберихе тех месяцев студентов технических направлений старались в пехоту не брать. Так что потом для Марка были ускоренные летные курсы, потом был фронт, потом много чего еще было...
А потом в разноцветных нашивках
Привнесли мы гвардейскую стать,
И женились на разных паршивках,
Чтобы все поскорей наверстать.
И по площади Красной, шалея,
Мы шагали - со славой на "ты", -
Улыбался нам Он с мавзолея,
И охрана бросала цветы.
А.Галич, Вальс, посвященный уставу караульной службы
Марк вернулся с фронта, женился, закончил университет, назвал первенца в честь Эммануила. Привитая изучением каббалы привычка работать каждую минуту помогла стать неплохим специалистом. Вскоре он перебрался в Москву, а закончил карьеру уже ведущим конструктором одного из бесчисленных конструкторских бюро. И все это время он продолжал тайно штудировать книги Учения. А когда подошло время, приобщил к нему и своих детей.
Судьба старшего, Эммануила, сложилась довольно стандартно, в общих чертах повторив судьбу отца, только без драматических поворотов. Развитая с детсва изученим каббалы фантастическая работоспособность, рано выбранная востребованная специальность технического толка. Отец говорил: "Не выбирай карьеру начальника, там нужны подлость и подобострастие, в этом найдутся превосходящие тебя. Не становись человеком искусства, эти должны быть всегда на виду, а каббалист всегда в тени. Наконец, не иди в чистую науку, наука делается страстью, а двух страстей один человек не вместит. Технарь нужен любой власти при любом курсе, технаря даже при чистке посадят в последнюю очередь и выпустят в первую". Однокурсники и преподаватели поражались упроству Эммануила, он же только посмеивался над этим. Основные-то его усилия были направлены на изучение совсем иных вещей. Потом была престижная работа, в-общем безбедная жизнь, женитьба, дети. Даже младшего, Давида, еще дедушка успел начать обучать каббале, прежде чем отправился на еврейское кладбище в подмосковной Малаховке. Казалось, у отвечающих за судьбу сил окончательно исчерпалась фантазия, и они готовятся в точности повторить предыдущее поколение в следующем.
Как эта семья сумела на протяжении двух поколений сохранять живую традицию каббализма, ведя жизнь весьма далекую от богослужений? Ответ прост, в СССР подобная двойная жизнь была весьма распространена. Лучший поэт эпохи подрабатывал в геологоразведочных партиях, пока не сел за тунеядство, вся страна пела песни доктора наук по геофизике, из пары наиболее популярных писателей-фантастов один работал физиком, другой переводчиком. Те, кто позже сочинил термин "поколение сторожей и дворников" просто не дали себе труда задуматься, сколько же поэтов и музыкантов имело звание кандидата технических наук.
???? добавить кусок про самиздат????
Младший сын Эммануила Давид родился в 1978 году, обучать мальчика каббализму начал еще дед, продолжил отец. В семье было заведено, что два дня в неделю дети разговаривали с отцом и друг с другом на Иврите, такие книги, как Сефер Йецира и Зоар тоже штудировались на регулярной основе. Как раз на бар-мицву мальчика пришлось подписание беловежских соглашений.
"Не угадали с подарочком, я этого не просил" пошутил Доди. Сперва влияние изменившейся ситуации на его личные жизненные планы Давид не осознавал. Он все так же готовился сделать каббаллу своей тайной жизниенной стезей, для фасада избрав вполне обыденную специальность.
И снова, ни с поступлением в университет, ни с обучением в нем трудолюдивый юноша особых проблем не испытал. Надо отметить, что при всей своей приверженности каббале особо религиозен
Давид не был: он смачно и с азартом матерился, часто даже пытаясь комбинировать русские матерные корни по Тайным правилам, не брезговал обедать в МГУшной столовой и с удовольствием ходил на спецкурс по криптологии в субботу. Строго говоря, рожденный в смешанном браке, Давид и евреем-то в ортодоксальном понимании не был, к счастью, чтобы изучать Предание евреем быть не
обязательно. Перед Давидом лежала ясная судьба, похожая на судьбу его отца и деда, осознание изменившихся условий пришло не сразу.
Поток экстрасенсов, колдунов и народных целителей девяностых годов Давид не воспринимал всерьез, считая, что на пустом месте владение тайным искусстовм не вырастет, а те, кто получил его в наследство от предыдущих поколений не станут действовать настолько открыто. Сам Давид никогда не пытался заработать деньги своим искусстовм, никогда не совершал дома никакого ритуала серьезнее простой каббалистики, никогда не оставлял место совершения ритуала незачищенным, кроме разве что мест серьезного Заключения, которые было невозможно зачистить. Для серьезных вызовов всегда забирался в такую глушь, где и дорог-то нет, куда только с рюкзаком за плечами. После вызова, через пару дней выходил к какой-нибудь железнодорожной станции, всегда не той, от которой начинал свой путь. Его ритмом было: отдохнуть месяц после вызова, потом месяц-два готовиться к следующему.
Но вот, в один прекрасный день, дух был вызван для тренировки, требовать от него услуги или заключать его Давид не собирался. Но не отпускать же его просто так, Давид попросил рассказать о новостях в тонком мире. А дух возьма да расскажи, что его только недавно вызывал майор ФСБ в качестве эксперта по поводу нескольких случаев явно демонического лечения. Да так торопился, что забыл потребовать забыть все, что произошло от вызова до отпускания. Давид пришел в ярость от этой явно дурацкой шутки, и пригрозил духу, что заклинет его именем Соломона. Дух не моргнув глазом поклялся его именем и повторил свой рассказ. Вот тут мир Давида начал переворачиваться.
Полгода спустя, купив для очередного вызова курения, Давид заметил за собой хвост. Пришлось долго кружить по переходам метро, чтобы в толпе его наконец потеряли. Дальше терпеть неизвестность было нельзя. В следующий раз Давид вызвал и заключил одного демона, занимающего довольно низкое место в иерархии дома Бааль-Зевува. А для следующего вызова Давид выбрал место на берегу одной речки в Башкирии, рядом с гнездом диких пчел. После того, как работа была завершена, Давид подарил свободу подчиненному Бааль-Зевува, но с условием. Сутки после этого освобожденный должен охранять это место, и если на него вступит хоть кто-нибудь, связанный присягой, на него должен наброситься рой диких пчел. Давид перешел речку и обустроился на склоне горы в километре от места. Полевой бинокль давал ему возможность прекрасно просматривать берег, самого же наблюдателя можно было засечь только если точно знать, куда смотреть. Через шесть часов на берег въехал джип. Странная парочка, бритый ежиком качок в кожаной куртке, и девица, по виду ходячий абсцинентный синдром. Только слегка странно оба выглядели. И парень какой-то слишком правильный для бандита, никакой расхлябанности, выправка видна. А уж что занесло на природу любительницу нездорового образа жизни и вовсе загадка. Впрочем, вопросы отпали окончательно, когда пчелы атаковали обоих! Качок выхватил пистолет, а девушка зажгла фальшфаер, и под ее руками огонь начал принимать весьма замысловатые формы, разлетаясь вокруг. Впрочем, пчел этим было явно не остановить, и вскоре парочка позорно ретировалась с поля боя. Прямое и неоспоримое подтверждение было получено.
Давид и не подумал оставить то, чем занимался. Только еще тщательнее прятал следы, еще чаще оглядывался. И начал присматриваться к оккультистам новго поколения, потому что если есть охотник, то есть и его жертвы, не за ним же одним наблюдает организация, готовая за 10 часов добраться до любой глуши. Он начал пытаться выслеживать так, как могли бы выслеживать его. И через некоторое время заметил. Поначалу, они показались абсурдным балаганом. Разношерстная публика, не сильно скрывающая свои контакты, не сказать, чтобы тщательно следящая за соблюдением конспирации. Часто небрежные в том, что делают, часто с дилетантским подходом. Но спектр того, чем они занимались, поражал. Давид провел два года наблюдая их издалека, чтобы убедится, что это не те, кто выслеживал его. Ни подробности того, как он их заметил, ни то, как смог сам остаться незамеченным, ни, тем более, о чем говорили, когда он таки решился пойти с ними на контакт он никогда никому не рассказывал. Единственный факт состоит в том, что к лету 2004 года Давид стал одним из Утопистов. Нельзя сказать, что он стал доверять этой организации. Едва ли кто-нибудь из утопистов знал настоящее имя Давида. Но Давид работал с ними, учился у них тому, о чем не имел раньше ни малейшего понятия, учил тому, в чем превосходил их, огромное удовольствие получал от конференций утопистов. Там же на него обраитл внимание странный тип, крутящийся среди участников, но явно из их массы выделявшийся, бывший каким-то чужим. Давид, надо сказать, тогда уже приобрел некоторую известность. Чужак явно искал всякий удобный случай, чтобы поговорить с ним, то удивляясь, что встретил человека с таким серьезным отношением к делу среди всего этого балагана, то расписывая, каких успехов могла бы добиться организация, подобная Утопистам, но имеющая более четкую структуру, дисциплину и решулярное финансирование. На последнее упирал особо, и наконец, попросил Давида от руки переписать некоторый текст. Вскоре, Давид протянул чужаку свою собственноручную копию, на вопрос "Переписали?" безметяжно ответил "Конечно, даже слегка улучшил". Чужак, уже убиравший листок в папочку сделал квадратные глаза, и принялся его читать. Вот так присяга выглядела в редакции Давида:
Я, Не Ваше Собачье Дело Кто, вступая в ряды сотрудников Института Прикладной Экзофизики торжественно клянусь хоронить государственную тайну, буде она подохнет, соблюдать законодательство Российской Федерации, противоречащее самому себе... Ну и так далее. Заканчивался сей опус характерным "Если же я нарушу эту присягу, пусть все, кому это не нравится, поцелуют меня в задницу". Вот так закончилась вторая встреча Давида с Институтом.