Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
RPG-Zone.ru форумы > Университет > Сказочники


Автор: CCCP - 30.6.2005, 22:34
Сказки, которые мы слышали с детства... Как они запали нам в душу? Какой отложили отпечаток? Сказочники... Люди с хорошей фантазией либо они видели всё что описывали? Как и кто относиться к сказкам?

Автор: Вейлор - 30.6.2005, 23:14
Мне сказки отец на ночь обычно рассказывал. cool.gif
С фантазией, как я сейчас понимаю было туговато. Всё сводилось к рубилову с освобождениями принцесс, поеданием рыцарят драконом и всякими кровавостями в стиле Тарантино.
Но тогда очень нравилось, вплоть до того, что замучивал и затаскивал за волосы пока не укладывали и рассказывали imslow.gif
Потом как постарше стал, мама Хроники Нарний стала читать. "Племянника чародея" сама домучала, а ко "льву, колдунье и платяному шкафу" я уже и сам научился :)
А потом то что на полках нашёл.. Там всё подряд. И рассказы про Ленина, и русские народные, и мифы и легенды обитали.

Автор: Боб - 1.7.2005, 01:07
Кстати, интересный вопрос в связи с этим - происхождение "русских народных сказок". Обычно у любой сказки можно найти корни: германский эпос, греческие басни, 1001 ночь и тому подобные восточные бредни :)

Классический пример, басни дедушки Крылова, которые до него писал Лафонтен, а до него Эзоп.

Автор: Вейлор - 1.7.2005, 01:12
В 1001й ночи сказки немного не детские. Разве что про СиндБада легко читается.
А ещё нет там тёмных чащ, да заборов с черепами на кольях нанизанными =)

Автор: CCCP - 1.7.2005, 01:17
Боб
Боб это у нас считаеться фольклором, а фольклора искать автора бесполезно... Это передовалось из уст в уста... это своего рода уроки жизни на будущее, если хорошо посмотреть :)

Автор: Doll - 1.7.2005, 07:06
Вейлор
Цитата
В 1001й ночи сказки немного не детские.

Я бы сказала - совсем не детские yellowwink.gif.


В свое время мною было прочитано что-то около 15 огроменных томов различных сказок. Большинство легко забылось. Зато поняла главный принцип сказок - должно быть красиво и неизбито. imslow.gif Несколько лет была почетным семейным сказочником.


Да-да, и хваленый сакральный смысл - гадство. Все равно лучшие сказки - та же Красавица и Чудовище - его в явную лишены.

Автор: Боб - 1.7.2005, 18:58
Doll
Красавица и чудовище??? Лишена сакрального смысла???
Это же чистейшей воды апологетика христианства.

СССР
Я тоже думал, что фольклор, автор народ и бла-бла-бла, пока не прочитал "Рейнеке-Лиса" Гёте. В пояснении говорилось, что основано на германском эпосе. Так вот в этой штуке изложены чуть ли не все сюжеты про волка и лисицу. И про то как хвостом волк рыбу ловил, и про "битый небитого везет" и т.д. и т.п.

Автор: CCCP - 1.7.2005, 20:04
Боб
Хочешь сказать что у нас все сказки комунизненые? Есть и такой момент что народу сталкивались друг с другом и рассказывали друг другу истории, сказки и т.д. так например объесняеться похожесть пантеона у греков и римлян

Автор: Doll - 1.7.2005, 21:02
CCCP, неа, проще... У всех почему-то камень и метал - символ твердости. Что-то люди учатся делать независимо друг от друга. Сказки я к этому же отношу yellowwink.gif

Боб, не вижу я там морали. Поэтику вижу, мораль - нет. Если выводить мораль, так это если скромность и умеренность, да еще, пожалуй честность, но ведь не в этом смысл-то yellowrolleyes.gif.

Цитата
апологетика христианства.
Это скорее уж сказки о девушках, вышедших замуж за всяких принцев в виде медведей-воронов, согрешивших любопытством, а потом долго-долго страдавших по своим возлюбленным. Или Белоснежка, во. И то... яснее видны языческие корни, феи и эльфы все оттуда.
Помнится, я очень обиделась на свою учительничу по литературе, котоаря сказала, что в балладе Шилера "Лесной царь" (в переводе Жуковского) говорится о болезни ребенка, и все эльфы - его глюки.

Автор: CCCP - 1.7.2005, 21:32
Цитата (Doll @ 2005/07/1 - 21:02)
Что-то люди учатся делать независимо друг от друга. Сказки я к этому же отношу yellowwink.gif

Ну это ты относишь.... А современные историки с тобой не согласны... Глупые да? yellowbiggrin.gif

Автор: Боб - 1.7.2005, 22:29
В "Красавице и чудовище" основной мотив - прекрасная душа в уродливом теле. Такой посыл характерен именно для христианства, христианской морали (учение о добродетели и т.п.) и христианской культуры.
В отличие, к примеру, от тех же греков с римлянами, которые преклонялись именно перед красотой тела (чего стоят одни их статуи), индусов с их йогой, скандинавов, американских индейцев и т.д. и т.п.

Добавлено [mergetime]1120246454[/mergetime]

CCCP
Ну вот посуди сам, многие сказки начинается так: "В некотором царстве, в некотором государстве..."
Откуда это? На Руси царь-то всегда один был. Ну, были князья во времена незапамятные, но не цари же. Не могли же сказочники описывать быт не так, как видели!

Есть еще одна хорошая книжка - "Золотой осел" называется. Автор не то Апулей, не то Лукиан. В общем, кто-то из римлян. Очень интересно почитать - там тоже кое-какие сюжеты прослеживаются.

Автор: CCCP - 1.7.2005, 22:55
Боб
Ну они могли писать про Европейские страны.... В Европе тоже царей не так уж и много... та были герцоги, императоры, князья там тоже были и многое другое... Царство - это собирательный образ... от перестановки мест слогаемых сумма не меняеться..... а во-вторых в сказках большинство царей - не мошну и глупы.... Ты не пологаешь что за такое могли и на кол посадить

Автор: Doll - 1.7.2005, 23:09
Боб
Цитата
В "Красавице и чудовище" основной мотив - прекрасная душа в уродливом теле.

Это переработанный, несколько переосмысленный (художественно!) мотив оборотней. В христианстве вообще колдовства нет, заколдованные люди - это чисто языческая традиция. Да еще и такие символы, как цветы.

CCCP
Цитата
Ну это ты относишь.... А современные историки с тобой не согласны

Существует такой термин "бродячий сюжет", характеризующий сюжетную завязку, характерную для десятков сказок. Поэтому перелопатив огромное количество сказок, можно увидеть, что на самом деле существует всего лишь несколько бродячих сюжетов и множество их (иногда весьма незначительных) вариаций.

Поэтому я люблю авторские сказки: Гофмана, Андерсена и Уйалда. Они-то уж совсем нетривиальные, и не развлекательные, а поэтичные. А еще - сказки очень хорошо рассказывать, сочинять прямо в процессе - вот это и есть настоящая сказка cool.gif.

Автор: Боб - 1.7.2005, 23:52
Doll
В христианстве нет колдовства? А кого же они тогда сжигали-то?

Автор: CCCP - 2.7.2005, 00:18
Цитата (Боб @ 2005/07/1 - 23:52)
Doll
В христианстве нет колдовства? А кого же они тогда сжигали-то?

Класс..... + ко всему не надо забывать что у нас в стране наряду с православными праздниками (пасха) есть и широко отмечаемые языческие, которые не посредственно связаны с колдовством (масленица).... Кстати вот вам ритуальное сжигание... Где-то слышал что в старину сжигали людей, но слабо вериться, т.к славяне жертвы человеческие не приносили

Автор: Exotica - 2.7.2005, 00:50
Doll Тут недавно один поборник христианства выкладывал Молот Ведьм... Там как раз сказано, что еретиком считается тот, кто не признаёт существование колдовства и колдунов.
CCCP Ну приносили они жертвы... по мнению некоторых учёных. Яриле говорят даже приносили. Или одному из его аватаров, богов солнца было на Руси три AFAIR.


Автор: Doll - 2.7.2005, 01:15
Exotica, вечный вопрос. На Руси, в западной Европе не было чистого христианства! Вы еще вспомните джунгли Амазонки, замечательная есть маленькая книженция, там помимо рецептов муравьев упоминается местное верование - дикая смесь христианства с местными культами.
Поэтому сжигание ведьм и прочих колдунов есть борьба христианства с пережитками язычества.
*рылась минут пять в своей Библии, так и не нашла нужного момента*
Короче, все волшебство относится к дьяволу. Поэтому так вот общаться (а уж тем более странным, совсем не христианским образом выдавать дочек замуж) с заколдованными созданиями добрый христианин просто не может. Все, логическая неувязка. Так что нефига мне христианством тыкать.

Автор: CCCP - 2.7.2005, 01:17
Exotica
Вера у нас предки были мирными крестьянами... Жертв они не приносили человеческих.... нет ни одного, мне известного, подтверждения этому.... если еть они у тебя ткни носом меня я посмотрю

Автор: Боб - 2.7.2005, 01:23
Doll
А кроме как в Европе и на Руси христианства по-серьезному вообще-то нигде и не было. Что такое "чистое" христианство?

Добавлено [mergetime]1120256974[/mergetime]

Насчет человеческих жертв - это надо у Горыныча спросить, он лучше расскажет.
А что касается мирности, так это не совсем так. Пограбить окрестные народы славяне любили. Чего стоят одни только регулярные набеги на Константинополь.
А ведь были еще походы на хазар:
Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам
Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
(с) Пушкин, кажись
И опять-таки, князь Игорь (не тот, что муж Ольги, а другой) куда-то там ходил, неудачно, правда (Слово о полку Игореве)

Автор: Exotica - 2.7.2005, 01:33
CCCP Пьеса Островского "Снегурочка" явно отражает пережитки языческого обычия сожжения девушки как жертвы богу Яриле, чтобы тот был милостив и зима окончилась. Масляница - то же самое, неужто думаешь, всю жизнь чучело сжигали? Это символ, то же самое, что в Египте мперва приносили жертвы богам в виде людей или животных, а потом заменили на раскрашенные хлебцы в виде людей и этих самых животных (другой вариант - хлебцы приносили в жертву бедняки)

Автор: CCCP - 2.7.2005, 01:35
Цитата (Doll @ 2005/07/2 - 01:15)
Поэтому сжигание ведьм и прочих колдунов есть борьба христианства с пережитками язычества.

Это с какого перепоя? В 18 веке язычества не было уже.... только как теория, а ведьм сжигали... А во вторых всё и всегда объяснялось "от лукавого", а не как уж не говорили "всё от Диониса".... А это как ты понимаешь разные вещи...

Вера "Снегурочка" это другое.... Там её разви сожгли? (я не читал)... насколько помниться она сама выбрала себе такую учесть.... А во-вторых это пьеса, а хотелось бы сказок... Хотя посту своего рода тоже сказки, правдо мини

Автор: Exotica - 2.7.2005, 01:52
CCCP
Цитата
насколько помниться она сама выбрала себе такую учесть

Ну она через костёр прыгнула.
Кстати, нельзя забывать, что жертва могла быть добровольной. Это могла быть большая честь для самой девушки и её рода.

Автор: CCCP - 2.7.2005, 02:01
Exotica
Прости но у тебя аргументом была "Снегурочка", а тут пустые слова, нужно доказательство... Т.к. "Снегурочка" не прокотила... Ты возможно путаешь с библейским намёком на жертвоприношение и поэтому решила что и славяне это практиковали... Каин и Авель

Автор: Exotica - 2.7.2005, 17:05
CCCP Ересь, ничего я не путаю. То, что жертвы были это несомненно, а вот на счёт человеческих вопрос. В Снегурочке явно видны отголоски какого-то обряда. Я истолковала его так. Имхо можно сказать

Автор: Doll - 2.7.2005, 17:10
Боб, а Византия и поздняя Римская Империя? yellowrolleyes.gif CCCP
Цитата
Это с какого перепоя? В 18 веке язычества не было уже.... только как теория, а ведьм сжигали...

В 18 веке ведьм уже не жгли, а если и были единичныеслучаи, то их стоит объснять крючкотворцами-судьями и некоторыми личностями, которым потребовалось срочно уничтожить как физически, так и морально человека. Яркий пример - сожжение Жанны Д'Арк, но это произошло, если меня не подводит память, в 15 веке. Дело в том, что христианство сначала было мирным, потому что малочисленным. Впоследствии оно набрело силу и стало уже притеснять остальные религии. А вот "ведьминская инквизиция" (так как была и антисемтитская, в той же Испании, кстати, в том же 15 веке) была как раз оружием подавления любых противодействий церкви, в особенности, еретичеству. Но, идиологической основой, служило именно оставшееся в прошлом противостояние язычников и христиан.
Цитата
А во вторых всё и всегда объяснялось "от лукавого", а не как уж не говорили "всё от Диониса".... А это как ты понимаешь разные вещи...

Здесь существует принципиальная разница. Колдун в языческом представлении мог и навредить, и помочь, его следовало уважать и бояться. В христианском же видении любой колдун - однозначно враг. Чувствуешь разницу?

Автор: CCCP - 2.7.2005, 17:13
Цитата (Exotica @ 2005/07/2 - 17:05)
В Снегурочке явно видны отголоски какого-то обряда.

А ты случаем не помнишь как на какй-то праздник, помоему масленица, прыгаю через костёр.... помоему не кого не полят при этом насильно.... а жертвоприношения посмотри в статье горацио про славянских богов...

Doll ведьм сжигали до 18 века.... и объясняли не язычеству противоборство, а как изгонение бесов..... Правильно враг. но какой? Враг не языческого толка, а как проповедника пути сатанинского...

Ну вот нашёл....
Велес - учитель людей. Он научил их землепашеству,как сеять и жать, как варить пшеничное пиво(!!!!!!). Также он учил их вере и мудрости(ведению).Учил как правильно делать жертвоприношения, учил звездной мудрости, грамоте,разделил людей на сословия, дал первые законы(некоторые считают что дал и первый календарь, но из названия видно что это подарок Каляды).
НИКАКИХ КРОВАВЫХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ!!!!!
А мы рады подарочки жертвовать-
Не верите цитате сами посмотрите.... Здесь на сайте... Статья Гора Боги славян часть вторая

Автор: Exotica - 2.7.2005, 17:42
CCCP
Я думаю практически все народы в какой-то период своего развития прошли через жертвоприношения богам хотя бы потому, что кровь везде в и всегда считалась самым надёжным источником жизненной силы. Вряд ли наши предки были исключением.

Автор: CCCP - 2.7.2005, 17:47
Exotica
*Бьюсь головой об стол* Ну пожалейте.... Ладно.... Отлично.... Может быть, но где хоть один писменный источник приведёный тобой? покажи... я привёл тебе цитату которую ты можешь проверить
И вообще вот вы меня во флуде все обвиняете, а тема между прочим сказки... а мы ушли в религию....

Автор: Doll - 2.7.2005, 17:55
CCCP
Цитата
ведьм сжигали до 18 века.... и объясняли не язычеству противоборство, а как изгонение бесов.....

Да их вообще-то и сейчас можно сжечь в странах, где действует судебная система прецендентов. :)

Я гворю о массовом явлении, а не о единичных случаях. И в язычество у нас до сих пор люди верят, что уж говорить о далеком и дремучем 18 веке.

Цитата
Враг не языческого толка, а как проповедника пути сатанинского...

А индейцев-язычников, между прочим, тоже объявляли сатанинскими отродьями, нэ? Начало открытой борьбы христианства и язычества - зачисление последнего в ведомство Дьявола :).


Кстати, интересным образом развилась тема о сказках :). Поэтому могу добавить, что все самое интересное получается на состыковке и смешивании различных верований и традиций. Вот, к примеру, Чайлд Роланд (не путать с Чайлд Гарольдом!) - яркий представитель христианства в борьбе с представителем язычества королем эльфов :).

Автор: CCCP - 2.7.2005, 18:06
Тьфу на вас.....
1) Не надо путать то что выгодно государству с тем что выгодно религии.... Индейцев обозвать нехрестями было выгодно государству, что всё больше и больше людей шли в новый крестовый поход с дьяволом.... + ко всему индейцы убивали и проповедников христианства, т.к они не отличали их от других... ну и христиане этим грешили.... Не надо всё списывать на религию... она имела большую силу но чаще всего она была рычагом в руках власти...
2) Не ты ли Даша говорила: "Хиларион, так ладно, про языческие культы мы говорить не будем - не настолько подкована в данном вопросе"
не веришь посмотри в теме "Религия" :)
3) Тема сказки - культурно напоминаю.... К флуду отношусь спокойно, но если меня поприкают этим а сами этим занимаються не хорошо-с yellowrazz.gif yellowbiggrin.gif

Автор: Exotica - 2.7.2005, 18:09
Doll
Цитата
Да их вообще-то и сейчас можно сжечь в странах, где действует судебная система прецендентов

В Сэлеме до сих пор существует закон о ведьмах и их .. э устранении.

Цитата
Вот, к примеру, Чайлд Роланд (не путать с Чайлд Гарольдом!) - яркий представитель христианства в борьбе с представителем язычества королем эльфов :).
Нуу, при этом в процессе вызволения сестры он использует заколдованный меч (заметь, не благословлённый), заговоры и языческие обряды (например обходит холм трижды против солнце)

Автор: Doll - 2.7.2005, 19:09
CCCP, религия представлена институтом церкви, который также стремился к власти. Везде и во все времена.
Прежде чем меня цитировать, научись сначала грамотно писать, а так, не дорос еще yellowrolleyes.gif.

Про культы действительно не знаю, но общую суть представляю себе достаточно четко.

Кстати, в тему различий колдовства во времена язычества и христианства. Есть такая замечательная баллада, народная, Herr Mannelig называется по-шведски.

И вот оттуда отрывок:
Saidana gaifvor toge jag vael emot
Om du vore en kristelig qvinna
Men nu sai aer du det vaersta bergatroll
Af Neckens och djaevulens staemma

что в переводе на английский означает:

Gifts such as these I would love to accept
If you were a Christian woman
But you are an evil mountain troll woman
From the species of the water trolls and the devil.

В то время как в древних сказках част мотив браков (пусть и несчастливых по дурости мужей и зависти людей) с различными вилами. Вот так-то yellowrolleyes.gif.

Кодировка форума глючит yellowsad.gif, поэтому oi, ai - o, a с кружочком соответственно, ae - a с умляутом)

Добавлено [mergetime]1120320856[/mergetime]

Exotica *ехидно* а сжигать, между прочим, тоже языческая традиция yellowwink.gif

Автор: CCCP - 2.7.2005, 19:24
Цитата (Doll @ 2005/07/2 - 19:09)
Прежде чем меня цитировать, научись сначала грамотно писать, а так, не дорос еще

Даша, а я это копировал, так что если в цитате есть ошибки то они твои yellowrazz.gif
А на счёт не дорос, я кста по старше буду yellowbiggrin.gif

Автор: Exotica - 2.7.2005, 21:18
Doll Херр Маннелиг не в тему, ему просто явно не хотелось уродлливую троллиху в жёны брать :)

Цитата
*ехидно* а сжигать, между прочим, тоже языческая традиция
Одна из многочисленных заимствованных христианством и удачно им практикуемая.


Автор: Doll - 2.7.2005, 21:44
Exotica, неправда, тролли красивые были. Это их уродливыми обозвали, потому что они уж точно не христиане. И я такой вариант про эльфийку встречала. И водяного - "Агнесс и водяной".

CCCP, а я не про мою цитату, а про твои мессаги. Получай второе предупреждение за флуд и дискриминацию участника форума по возрастному признаку в соответствии со статьей 2.1.3.
Дальнейшее выяснение личных отношений - в привате. В случае недовольства все жалобы направлять администраторам.

Автор: Exotica - 2.7.2005, 22:13
Doll
Цитата
неправда, тролли красивые были

Конкретно в данной песне... она была некрасивая. и "Сломанный меч" Андерона вспомни, там тоже та ещё троллиха была.

Автор: CCCP - 2.7.2005, 22:20
Doll
Exotica
Есть предложение написать сказку.... У Даши опыт большой со сказками, поэтому если не трудно выложите, будет интересно почитать..... И думаю не только мне.... Заранее благодарю....

Автор: Doll - 2.7.2005, 22:36
Exotica, неправда, это ты с потолка взяла! И на Андерсона опираться не стоит, тот еще источник. Ты не путай троллей и свартальфов yellowwink.gif

CCCP, сказки писать трудно. Особенно новые сказки. Их рассказывать надобно yellowrolleyes.gif. А потом записывать yellowrolleyes.gif. А это нужно к Темному Герцогу обращаться yellowwink.gif.
Есть у меня одна сказка, которая никогда не будет написана - моя Потерянная Песнь *мечтательно закатывает глаза и мурлыкает, глядя в темноту за окном*

Автор: Аспирин Лыш - 14.7.2005, 04:27
//оффтоп тереть не буду, хотя стоило бы...
Возвращаясь к теме сказок...
Вчера копался в домашней библиотеке, в частности в серии "Библиотек русской фантастики", и наткнулся на сказки, причем сразу на два тома... Но самое главное содержалось в предисловии к томам, именно:
в России литературная сказка появилась в конце 18-го века, в основании этого направления литературы, если так можно выразиться, были Михаил Чулков (1734-1792), Михаил Попов (1742-1790) и Василий Левшин (1746-1826). Занимались они непосредственно тем, что записывали элементы устного народного творчества и сочиняли кое-что от себя...
К слову сказать, авторы эти занялись сказками после выхода во франции "Всеобщей библиотеки романов" в 112 томах (1775-1789), "Вымышленных путешествий" в 39 томах (1787-1789) и 41 фолианта "Кабинета фей"(1785-1789), а по сему, не исключаю, что многие, в особенности "придуманные авторами" сказки могут довольно серьезно перекликаться...
Собственно сказки Пушкина (к примеру "Сказка о спящей царевне и семи богатырях") имеют явные нерусские корни, хотя он творил под влиянием Арины Радионовны... интересно, что она почитывала время от времени перед тем, как рассказывать юному Пушкину сказки yellowwink.gif
вот...

Автор: Боб - 14.7.2005, 09:01
Аспирин Лыш
Какой-то есть старый советский фильм (что за фильм - не помню, но есть точно), в котором герой собирает народный фолклер. Приводят к нему бабку с балалайкой. Он ей: "Сыграй, бабуля, какую-нибудь народную песню". Та: "Нет проблем, милок".
Садится и начинает петь:

"Ой, Вань, гляди, какие карлики
Нет, я ей-богу закричу..."

А теперь представьте, что прошло не 10 лет, а 500. Вот вам типичная народная песня :)
Или сказка.

Автор: Герцог Элират - 16.7.2005, 00:06
Боб
Это при условии что эту песню запомнят и будут любить хотя бы три поколения.
Народная - она на то и народная, что этим самым народом любима.
Во как! :)


Наверняка когда то был оригинал. Но в процессе пересказыывания, каждый рассказчик добавлял что то своё и так и получились народные песни и сказки

Автор: Exotica - 18.7.2005, 23:41
Герцог Элират Существуют, кстати, авторские песни например, которые становились народными. Это всякие вариации на народную тематику, "Есть на Волге утёс", например. Или "В горнице моей светло". Я всегда считала что они народные :) по стилю схожи. Возможно что со сказками происходит то же самое.

Автор: Боб - 19.7.2005, 08:25
Мне кажется, тут скорее дело не в большой народной любви, а в отсутствии письменной культуры. Если сказка/песня записаны - фиг чего-то от себя добавишь. Да и автора принято на обложке указывать. А вот когда неграмотная крестьянка рассказывает внучеку сказку, то тут и трех поколений не надо: сказка/песня уже народная, она рассказана по-другому и автора вряд ли кто-то запомнит. И не важно, где она ее слышала: от своей бабки или от барыни, которая французскими книжками увлекалась по молодости.

Автор: ВсесонныйФеникс - 6.6.2011, 06:55
По теме. Сказки - вообще очень интересный вид подачи воображения, особенно сейчас, когда на сцену вышел жанр "фентази", пропагандирующий более милитарный взгляд на мир в большинстве случаев. Сравнивать сказки и современное фентази, наверно, тоже самое, что ставить фильмы современного и прошлого на доску противостояния с вопросом: что лучше.
Сказки довольно просто излагают суть вещей, предлагая порой невозможные вещи, но лично мне они нравятся больше этой самой нереалистичностью. Заметил, что начиная с 90 мы как-то быстро шагнули в сторону реализма историй, стали пытаться объяснить все необъяснимое - оно и понятно, наука шагает вперед. Меня очень радует, что общество начинает думать, а не слепо верить, хотя тема веры заслуживает, наверно, особого обсуждения. Но, все же - вопрос в другом - стало ли нам лучше, когда мы стали такими умными-разумными?

Все эти сказочные вещи прошлого заставляли оставлять надежду о необъяснимом, о чудесах, мистике, вырабатывая какую-то определенную атмосферу красок на душе, когда сейчас, в век прогресса, все кажется стильным, практичным, но совершенно голым: произведения начинают терять атмосферу, во многих и вовсе пропадает любой намек на смысл, а игры или фильмы ценят по качеству изображения.
Вдумываешься, и во всей этой толпе глянцевого мусора вспоминаешь о простых вещах прошлого, которые проще устроены, но именно эта простота и задумка имеет свободу для мышления, не пытается рассказать тебе все, давая повод самому что-то додумать.

Автор: Короежка - 20.5.2013, 00:04
Цитата(Doll)
В "Красавице и чудовище" основной мотив - прекрасная душа в уродливом теле.


Это переработанный, несколько переосмысленный (художественно!) мотив оборотней. В христианстве вообще колдовства нет, заколдованные люди - это чисто языческая традиция. Да еще и такие символы, как цветы.

Цитата(Doll)
На Руси, в западной Европе не было чистого христианства!

Цитата(Doll)
Поэтому сжигание ведьм и прочих колдунов есть борьба христианства с пережитками язычества.

Цитата(Doll)
Короче, все волшебство относится к дьяволу. Поэтому так вот общаться (а уж тем более странным, совсем не христианским образом выдавать дочек замуж) с заколдованными созданиями добрый христианин просто не может. Все, логическая неувязка. Так что нефига мне христианством тыкать.



Сначала соглашусь: Да, христианство возникло намного позже язычества, наслоилось на прежние верования, а потому в чистом виде в западной Европе и на Руси его не было(да и до сих пор такое дело). А колдовство относится к язычеству. И в сказках всего понамешано.

Про "мотив оборотней". Конкретно в "Красавице и Чудовище"(она же "Аленький цветочек")- мы же о сказках говорим- основной мотив именно "прекрасная душа в уродливом теле" , а это именно ссылка на христианство. Превращение в чудовище не является основным мотивом, оно сохранилось просто как некий вспомогательный образ- человека превратили в чудовище, (кивок на язычество-опять же в сказках всего понамешано), для него это беда (хотя там кажется за дело превратили, мол добрее надо быть), но превращение использовано исключительно для того, чтобы протолкнуть сюжет, это то, из-за чего возник конфликт. С таким же успехом его могли просто сделать горбуном, как в "Соборе парижской богоматери", чтобы все не хотели общаться с уродом. Но это сказка и ей нужны соответствующие атрибуты.

Символы. Но откуда ещё брать символы, как не из окружащего мира?:smile: Хотя да, что-то явно позаимствовано.

Про родителей. Да их же вынудили отдать дочь чудовищу, для них это было настоящее горе!

Насчёт отношения христианства к колдовству и его борьбы с "языческим пережитком" ничего не могу сказать, но чудо в христианстве присутствует. Конкретно в обсуждаемой сказке чудо- превращение исправившегося героя обратно в Человека. И разумеется чудо, а так же ещё один основной мотив - "любовь всё побеждает" (опять кивок на христианство). Любовь, добро, прекрасная душа- смысл и мораль сказки вертится вокруг них.

В общем, подводя итог, смысл христианский, атрибутика-языческая.

Автор: Doll - 20.5.2013, 00:21
Короежка
Цитата(Короежка)
В общем, подводя итог, смысл христианский, атрибутика-языческая.

Вот не надо сейчас со мной попытаться обсуждать сказку, поднимая из небытия сию дискуссию. Я читаю труды фольклористов :kz:
и миледи Exotica тоже. У нее это вообще профессиональное :kz:

Автор: bookwarrior - 20.5.2013, 00:29
Цитата(Короежка)
основной мотив именно "прекрасная душа в уродливом теле" , а это именно ссылка на христианство.

Ага, еще скажите что это ссылка на коммунизм исходя из того, что у Сергея Михалкова есть стишок с похожей моралью, адресованный не то пионерам не то октябрятам. Этот мотив да, присутссвует в христианстве, этот мотив никаким боком не является монопольно христианским (куча явно дохристианских произведений с этим мотивом). Так что если уж хочется устанавливать, из какой именно парадигмы он попал в сказку, то нужно анализировать второстепенные элементы, рядом с которыми он стоит, и тут, как вам подробно расписала Doll в каментах выше — ну явно все второстепенные детали не в пользу христианства.

В общем, подводя итог (с): если уж выдаете изложение своих мысли за участие вдискуссии, то хотя бы разберитесь в том, что написали в топике до вас.



Добавлено через 42 с.

Упс, пока отвечал и Doll отозвалась...

Автор: Doll - 20.5.2013, 00:35
Цитата(bookwarrior)
мотив да, присутссвует в христианстве, этот мотив никаким боком не является монопольно христианским (куча явно дохристианских произведений с этим мотивом).

Добавлю - сие сюжет 425 в классификации Арне.

А смысл какой угодно вложить можно.

Автор: Боб - 24.5.2013, 12:33
Цитата(bookwarrior)
этот мотив никаким боком не является монопольно христианским (куча явно дохристианских произведений с этим мотивом).


Оч. интересно, а можно какой-нибудь пример, где в дохристианских источниках утверждается примат души над телом? И лучше не один, раз уж их "куча".

Автор: bookwarrior - 24.5.2013, 16:34
Хватит ли кочующего сюжета шотландских (также ирландских, и вообще почти любых кельтских) сказаний, или нужен полный отчет?

Сюжет: "хозяин водоема" (или не водоема, возможны варианты), чаще всего представавший в виде довольно безобразной лягушки, соглашался дать протагонисту воды, но за это требовал вступить в брак. Герой обещал, получал воду, позже пытался уклониться от выполнения обещания, получал на свою голову всякие неприятности, приступал таки к выполнению обязанностей, получал просьбу от супрага убить его, после выполнения просьбы бывший хозяин водоема возрождался из трупа в виде прекрасного человека. (см., к примеру, "Квакун" в "Шотландская старина").

Вообще, мне слегка странно, что вопрос задается мне при таком количестве людей на форуме, знающих фольклористику на профессиональном или близком к нему уровне.


Автор: Боб - 25.5.2013, 08:26
bookwarrior

Если имеется в виду что-то вроде сказки http://thelib.ru/books/sbornik/volshebnye_skazki_anglii-read.html, то это не совсем то. Там очевидная идея о верности слову. Про прекрасную душу (или хотя бы "доброе сердце") лягушки не упоминается, про то, что ее девушка полюбила тоже.

Но вообще искать содержание сказки в сюжете - бессмысленное занятие. В один и тот же сюжет можно вложить разное содержание, что отлично показал Сапковски в "Ведьмаке", в том числе и в отношении Красавицы и чудовища.

Автор: bookwarrior - 25.5.2013, 09:35
Тогда я не вполне понимаю, в чем вопрос, если мы исходим из утверждения, что наличие или отсутствие какого-либо мотива в сюжете есть субъеактивная а не объективная реальность.

Оснований подозревать доброе сердце у Квакуна ровно столько же, сколько и у Чудовища. Оба бескорыстно помогали девушке. Если исходить из чисто субъективистской позиции можно сказать, что в доброе сердце Чудорваища верю, а в доброе сердце Квакуна — нет, никакая контраргументация будет невозможна, содержание ведь де сюжетом не определяется...

У нас примерно однаковые основания усмотреть мотив "Прекрасная душа в уродливой оболочке" что в Квакуне что в Красавице и чудовище.

Автор: Боб - 25.5.2013, 11:09
bookwarrior

Разница в том, что в Красавице и чудовище девушка полюбила чудовище за его, скажем так, душу, и это прямо во всех вариантах сказки говорится. Тут ничего не нужно подозревать и "усматривать", идея на поверхности.
А в варианте с лягушкой идея тоже на поверхности, но другая. Никто никого там не полюбил, девушка просто исполняет обещание, даже со скрипом, и за это получает награду.
И в этом нет ничего субъективного, я просто читаю сказку и смотрю, что там написано.

А вопрос у меня возник, потому что до сих пор я считал, что сама эта идея про прекрасную душу в уродливом теле - чисто христианская. Вот, пытаюсь расширить горизонты :)
Но в сюжетах идеи искать бессмысленно, идеи содержатся в произведениях, а не их схематичных изложениях.

Автор: Doll - 25.5.2013, 11:59
Боб
Любые сказания о шаманах, путешествиях душ и т. д.
Шаманы при этом почти всегда обладают безобразной внешностью/болезнью/другим дефектом. Это если просто опираться на поверья, чтобы не быть голословным чукчей и эскимосов.

Если толковать сказания о чудесном супруге, то в различных вариациях девушка сама выбирает чудесного супруга "Черный бык Норроуэйский" (Шотландия), "Белый медведь король Валемон" (Норвегия), либо оказывается запроданной "Аленький цветочек".. В некоторых вариантах мотив запродажи ребенка ведет не к чудесному супругу, а к отработке брака другим героем, то есть, купившее существо, оказывается и в самом деле чудовищем.
Эволюция мотивов, равно и их интерпретация, есть процесс исторический, когда забывается первоначальный смысл мотива - той же запродажи, то идет вольная интерпретация в рамках общества. Мотив "полюбила и сняла заклятье" - очень поздний, безусловно, но скорее, не христианский, а куртуазный.

И вообще христианство не нуждается в сказках, вместо этого там есть агиография. :wink:

Автор: Боб - 25.5.2013, 13:23
Цитата(Doll)
Мотив


Это слово здорово затрудняет понимание. К чему оно относится, к сюжету или к идее?

Автор: Doll - 25.5.2013, 15:07
Боб
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)

Автор: Боб - 25.5.2013, 15:43
Doll

Тогда мы просто говорим о разных вещах.

Цитата(Боб)
искать содержание сказки в сюжете - бессмысленное занятие. В один и тот же сюжет можно вложить разное содержание


Автор: Doll - 25.5.2013, 16:49
Боб
Отвечала на твой вопрос
Цитата(Боб)
Оч. интересно, а можно какой-нибудь пример, где в дохристианских источниках утверждается примат души над телом? И лучше не один, раз уж их "куча".

Цитата(Doll)
Шаманы при этом почти всегда обладают безобразной внешностью/болезнью/другим дефектом.


А насчет смысла, в тот же Аленький Цветочек можно подвергнуть любой интерпретации, хоть христианской, хоть мусульманской, хоть даосистской :kz:

А цели сказки преследуют обычно две
- о сотворении мира/людей/общества, что есть десакрализация священных знаний, но направленно на то же: освятить существующие традиционные нормы.
- толкование традиционных моментов на примере ситуаций.

Когда утрачивается понимание в обществе, тогда вкладывают новый смысл, авторски искажая первоначальный концепт. Например, почему запроданного ребенка выдают не сразу, а по достижении совершеннолетия.

Автор: Боб - 25.5.2013, 19:06
Doll
Ты понимаешь, чем сказка отличается от сюжета сказки?
Сказка - литературное произведение. Сюжет сказки - элемент формы литературного произведения.

Сюжет сам по себе не несет какой-либо идеологической нагрузки. Конечно, на основе одного и того же сюжета можно написать сказку (или не сказку, а, к примеру, роман), несущую в себе любую идеологию.

Но вот конкретно сказка Красавица и чудовище в том виде, в каком она существует сейчас, а уж тем более Аленький цветочек, у которого один-единственный авторский вариант - это не сюжет, а лит.произведения. И идеология в них присутствует, именно та, которую заложили авторы.

И на мой вопрос, кстати, невозможно ответить ссылкой на сюжеты.

P.S. Про быка с медведем почитал, забавно :)

Автор: Doll - 26.5.2013, 01:46
Боб
Цитата(Боб)
Сказка - литературное произведение. Сюжет сказки - элемент формы литературного произведения.

Тогда надо указывать конкретную форму записи по справочнику, указателю и т. п.

Цитата(Боб)
Сюжет сам по себе не несет какой-либо идеологической нагрузки.

Несет. Вот как раз в читаемой мной книжке идет изучение сказок обществ, находящихся на стадии разложения общинного строя и трансформация/появление в связи с этим сюжетов.


Цитата(Боб)
И на мой вопрос, кстати, невозможно ответить ссылкой на сюжеты.

Ну если не устраивают ссылки на сюжеты по Аарне, могу сказать так Dorsey "The Pawnee mythology", №44. :kz:

Добавлено через 1 мин. 58 с.

Цитата(Боб)
а уж тем более Аленький цветочек, у которого один-единственный авторский вариант - это не сюжет, а лит.произведения. И идеология в них присутствует, именно та, которую заложили авторы.

Насколько я знаю, что Аксаков записал бытующий вариант. Со своей интерпретацией, но вполне ортодоксальной.

Автор: Боб - 26.5.2013, 02:06
Цитата(Doll)
Сюжет сам по себе не несет какой-либо идеологической нагрузки.

Несет.


Если бы нес, невозможно было бы заменить идею, оставив тот же сюжет.

Цитата(Doll)
Тогда надо указывать конкретную форму записи по справочнику, указателю и т. п.


А что, в нашем случае есть какие-то существенные разночтения, чтобы до такой дотошности доходить?

Автор: Doll - 26.5.2013, 04:35
Боб
Цитата(Боб)
южет сам по себе не несет какой-либо идеологической нагрузки.

Несет.

Mea culpa. Первая фраза относилась к мотиву.
Вообще сюжет, да, несет.

Автор: Боб - 26.5.2013, 11:13
Doll

Пошло уже недопонимание на уровне одной фразы :)

Цитата(Doll)
Вообще сюжет, да, несет.


Цитата(Боб)
Если бы нес, невозможно было бы заменить идею, оставив тот же сюжет.


Автор: Doll - 26.5.2013, 14:24
Боб
Цитата(Боб)
Если бы нес, невозможно было бы заменить идею, оставив тот же сюжет.

А сюжет уже отличен. Он входит в одну и ту же категорию сюжетов, но отличен.

Вот, повторюсь, в Аленьком цветочке - заклятье спадает ни после выполнения определенных ритуалов, а после выполнения некоего ритуального действия, подразумевающее свободу воли и добрые чувства. То есть, вместо кирпичика "мотив магического ритуала" немного другой мотив "добровольное совершение магического ритуала"

Автор: Хадгер - 28.5.2013, 19:56
Такую тему создал эт хорошо. Вот я своим братьям сам сказки рассказывал(да и рассказываю). А мне читали, после того как мама прочитала мне Хоббита я забил на все другие книги,сказки. Ведь Хоббита можно назвать сказкой. А это моя любимая книжка. А братьям я сказки рассказывал так словно целый мир в глазах вижу. Думая я с гордостью могу назвать себя сказочникам. А вы рассказывали когда-нибудь сказки? Я сказки рассказываю в теме фэнтази или фантастики.

Автор: Иннокентий - 23.6.2014, 16:58
С самого детства любил обычные бытовые сказки, притчи и сказки-анекдоты, при этом презирая сказки волшебные. Сам я родом с южного Урала, благодаря чему смог познакомиться со сказками двух разных этносов - русскими и башкирскими. Тяготеть стал больше к последним, так как в русских сказках чаще всего прослеживается следующая линия - можно быть полным раздолбаем, но в конечном итоге благодаря банальной удаче зохавать все, что можно. Башкирские же принципиально иные - в них богатство, любовь и счастье находит лишь самый упорный, трудолюбивый и сообразительный.
Сам я сказок не сочинял и едва ли когда-нибудь смогу. Не могу заложить в них мораль для слушателей, это извечная проблема.

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)