Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
RPG-Zone.ru форумы > «Осенний Пролёт Фантазии 2023» > Карманный бог


Автор: Призрак Форума - 24.9.2023, 21:00
Международный литературный конкурс «XXXI Осенний Пролёт Фантазии 2023»

«Карманный бог»


Текст рассказа: «Карманный бог»
Общее голосование предварительного этапа (открыто до 20 октября 2023 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.

В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

Автор: Лирэль - 25.9.2023, 10:43
Здраствуйте, уважаемый автор! Спасибо, что позвали. По правде сказать, не легко было отыскать себя в списке ::D:
Оба пальца вверх. Однозначно.
Мне понравился рассказ. Читала как не я, а кто-то рассказывал таким, знаете, особым голосом. Даже не знаю. Именно голосом, где-то я такой слышала с мультике или фильме, с акцентом.
Повествование красивое, неспешное. Картинка складывается на раз. Сравнение приходит с чукчей из книги Продавец воздуха, Белянин. Такой же простой народ живёт в этом рассказе.
Очень нравится счастливый конец. Как счастливый? Для ГГ счастливый. Нравится идея книго-бога, который к тому же еще и живой. Чем он питался? Прочтениями? Эмоциями? Просто тем, что он был рядом с ГГ? Понравилось ещё и то, что он каким-то образом стал размножаться. Детёныш есть в конце, а значит это не конец и впереди светлое будущее.
Не знаю. Всё хорошо. Лежит к душе рассказ и всё тут. Недостатков не нашла и искать не стала бы.
Удачи в конкурсе. Надеюсь увидеть. В финале.

Автор: Ева - 25.9.2023, 11:04
Уважаемый автор! Увидела название в табличке слово "Бог" и заглянула. (До этого повезло с кофем.) Судный день сегодня всё таки.Поставила лайк. Ибо для определения качества текста достаточно взглянуть на несколько слов:) - вернее их комбинацию. Ну а в эпоху восхода общедоступного ИИ и вовсе - все тексты на полуфинальном уровне может оценить и рассортировать ИИ. Уже повторно заглянув в табличку, увидела своё имя. (Полагаю, добавили уже после лайка - ибо я не заядлый отзовщик, если бы не правила конкурса, молчала бы.) Так что отзыва пока (а может и вовсе) не будет. Удачи в конкурсе!

Автор: Arsamaki - 25.9.2023, 11:16
Я прочитала ваш рассказ, автор. Моё мнение субъективно и может быть ошибочным.

Цитата
прострочили поблёскивающие капли росы
- чего сделали?

Рассказ хороший, с моралью и всё такое. Слог интересный, но сюжет не сказать, что новый, но продай карманного бога герой человеку без лица, то и сюжета бы в целом не случилось. (хотя я бы продала - синица в руках и всё такое). Закольцованность повествования - тоже хорошо. Однако как-то мало и как-то просто. Нет искупления, нет раскаяния, даже побег из ямы выглядит роялем в кустах - почему погибший мальчик простил героя? Чем он заслужил прощения?

По итогу, рассказ в полуфинал отправлю, но не дальше.

Автор: Ива - 25.9.2023, 13:09
Я прочла рассказ. Написано хорошо, сюжет выстроен умело, закольцованность к месту. Видно, что автор опытный и структурой истории управлять умеет. Стиль приятный, сказовый, никаких замечаний на первый взгляд сформулировать не могу. Мне, пожалуй, все эти вымышленные слова немного помешали. Картинка в голове получилась атмосферная, но не очень конкретная. Короче, годнота, но не моё. Удачи в конкурсе!

Автор: Реччка - 25.9.2023, 13:35
Здравствуйте, автор!
Вы были у меня на преноме, поэтому я прочла рассказ.

Первое, что зацепило, очень кинематографичная спиральная композиция. Перед нами несколько кругой повторяющегося действия, но небольшие отличия дают вариабельность. Это плюс.
Динамика характера героя работает.
Идея печальная, но актуальная, боги - то, что мы в них вкладыааем.
Плюсую.

Автор: Крошка Элли - 25.9.2023, 13:41
Здравствуйте, автор. Вполне достойно написано.
Цитата
Внутри шелестели страницы.
У них там были книги?
Цитата
Дохнуло сыростью и древним знанием.
Сыростью - согласна. А как пахнет древнее знание? Вы же от лица героя повествуете, он-то знает, как пахнет это самое древнее? И потом опять непонятное. Окаццо, мальчик еще и понимал про количество букв в писании. Вот для меня не вяжется одно с другим. Простой пацан, пасущий скот, вдруг стал обладателем лингвистических изысков. Как странно, как по мне. Ну да ладно, не суть.
Цитата
Смотреть на человека, у которого нет лица, было не по себе
А что было вместо лица? Если это иносказание, то вы его не раскрыли.
Цитата
нищей хаты
Пардонте! Хата в Средней Азии?!
Цитата
жгли, что укус медузы
Откуда он знал про укус медузы?
Середина рассказа провисла. У вас сюжет никак не растет, не двигается. Ну нашел бога, ну читает его, ну увеличивается бог. И че? А ниче. Не происходит ровным счетом ничего от этого чтения.
Цитата
Цхва'Тагджа не отступался. Очень уж его привлекла огромная раковина
Откуда он узнал про раковину? В сцене убийства не поверила ни одной эмоции героя, очень недостоверно описано. А потом наиборот - все понеслось вскачь после второго прихода человека-без-лица. И покатилось, покатилось все логическое, что еще оставалось в тексте. Мда, могла бы получиться неплохая сказка. Стиль мне понравился вполне, он подходит для такой истории. Без оценки. К сожалению...

Автор: Чёрная ВолНа - 25.9.2023, 17:45
Здравствуйте, автор! Я прочитала Ваш рассказ.
Не в моём вкусе, но понравилось.
Концовка даже вызвала горстку мурашек) Люблю такие финалы)
Очень много незнакомых слов, которые, в целом, интуитивно понятные. Может, и есть какие-либо "логические дыры", но я не обратила внимания.
Спасибо, что позвали!) Плюс.

Автор: kotophey.m - 25.9.2023, 19:25
Здравствуйте, автор! Приползла по приглашению (спасибо, что позвали!) и прочитала ваш рассказ.

Атмосфера потрясающая. Несмотря на отсутствие пространных описаний, картина поселения и жизни героя вырисовывается очень чётко.

Начало интригующее — нашёл бога, круто же. Немного отдаёт Пратчеттом. Возможно, просто потому, что сегодня уже его вспоминала. Вы пошли своим путём, тут без претензий.

Внимание по ходу действия не ослабевало. Очень интересовала механика, кхм, бога. Что за раковина, как его читать, неужели он правда растёт… Здесь осталась лёгкая недосказанность, но за это упрекать не хочется, всё смотрится органично.

В копилку к плюсам заносим ещё и стиль, а теперь переходим к самому интересному — минусам!

У меня есть пара претензий к главному герою. А вам не кажется, что он ни черта не сделал и получил почти всё, что хотел?
- Поддался влиянию бога. Он же поэтому никому ничего не сказал?
- Перестал смотреть на девушку.
- Таскал бога с собой.
- Убил. Посожалел немножко, да и забыл. (Правда, понравилось, что взял камень обороняться от человека без лица и использовал тут.)
- О, поступок! Откатил раковину в горы.
- Попал в мир-перевёртыш и выбрался потому, что его простил убитый парень — как? За что? Он ничем не заслужил прощение!
- Выращенный бог расфигачил мир, а герой собрал все ништяки и зажил припеваючи, и девушку свою получил, сразу с ребёнком. Типа, тебе даже делать ничего не надо! (с)
Это подпортило впечатление.

А, ещё. Если деревья растут только днём, как герой сбежал к следующему утру?
И почему бога размером в сумку было видно, а разросшегося гиганта остальные люди не замечали?

Тем не менее прочиталось на одном дыхании. Детали доставляют, одно горчащее молоко из травы на могиле чего стоит. Однозначно в полуфинал. Удачи на конкурсе!

Автор: Рамина - 25.9.2023, 20:16
Автор, добрый день! Ваш рассказ понравился больше всех прочитанных на данный момент. Язык на девяносто восемь процентов грамотный, плавный, красивый. Текст стилистически отсылает к легендам и преданиям, сам походит на легенду. Может быть, в нём есть логические несостыковки - я ничего существенного не заметила, сюжетные повороты казались естественными, и мир-перевёртыш с его странными событиями, в которые каким-то образом проникают события мира настоящего (прощение брата), тоже. Правда, жаль деревню, которую смыло волной, но в то же время, возможно, так восстановилось нормальное течение вещей? Ещё немного удивило, что моё восприятие человека без лица заставляло воспринимать его как негативного персонажа, как чёрта, и то, что мальчик отказывался продавать бога этому человеку, мне казалось достойным поступком - разве бога можно продавать? Но в итоге отказ продать бога обернулся несчастьями. Видимо, мальчик должен был просто не поднимать его.

Образ растущего бога очень интересен. Это преимущественно безразличная, но огромная и непостижимая сила. Он как огонь, которым можно разжигать костёр и согреваться, но который и может поглотить всё. К сожалению, концовка пугающая. Но, конечно, эффектная.

В общем, можно вывести мораль - не надо подбирать лежащих богов и замахиваться на то, что невозможно человеческим умом охватить. Очень умелая работа с текстом. Спасибо!

Автор: Pishu - 25.9.2023, 20:43
Доброго времени суток, Автор!
Вы позвали, и вот я здесь! Ох, как я люблю вот это вот все сказочное, мироволшебное, удивительно-необычное, интересно-поучительное чтиво, коего пример Вы явили Пролету. Вам тут уже много писали про атмосферу, композицию и язык, повторяться не буду. Это очень крепкая, проработанная вещь, красивое такое этно...эээм...теряюсь, правда, какого этноса, но самобытного и реально, вашими стараниями, настоящего и живого! Спасибо, мил друг! Удачи на конкурсе!

Автор: Бастарка - 26.9.2023, 11:20
Я прочитала рассказ.

Очень замечательная вещь, спасибо, что позвали. Было ощущение перегруза от обилия незнакомых слов, но как же органично они встроены, что понятно значение каждого! Хорошо.
Подумалось, что человек-без-лица мог бы с богом натворить каких-то дел, что для всего мира лучше бы пострадал мальчик с деревней, чем попасть в руки колдуна. Как знать, как знать.
Красиво перевернулся мир, но немного торопливо описано вместе со спасением героя. Трудно объяснить, но иногда чувствую, что здесь темп участился процентов на 15 от идеального.
Жму в финал, буду рада посоревноваться с вашим рассказом ;-)

Автор: Грибочек - 26.9.2023, 15:44

Стилизация хорошая, некоторым не понравица, так как много нипанятных слов, но мне нра. Есть ощущения фольклора и чего-то вот понятного, но всё же другого. Карочи мне все эти «остролистые твылтхвы» закатывают. Читается вполне себе. Незаметно. И вот я уже у диалога, и туть…
Ммм, есть оч вкусные (на мой грибовый взгляд моменты):
«В одном кармане носил бога, во втором — камень.»
«Боится. Боится, что, раскрыв бога, тут же потеряет его»
«что такого купил или продал этот человек, что остался без лица. На что его выменял?»
И ваще этот момент-диалог с человеком-без-лица оч понра, прям философски размышлительный, мистический. И интрига – чем всё закончится, как, что же там автор выдумол? Я в ожидании, предвкушении. Но и спрос будет большой.

Дальше немного смазанно и затянуто. Гг растит бога и даже вот убийство не оч ускоряет события, но я читаю, по инерции скорее.

« Три желания Тхве — поднять на ноги мать, сблизиться с Улун и оживить её брата — обратились худшим злом, какое только можно вообразить. Под сердцем возлюбленная носит ребёнка другого мужчины, от рук Тхве вместо брата Улун погибла её сестра, а мать уже никогда не встанет.» - ну про брат/сетра, про любоф –ясно/пнятно, но с мамой выщло чот совсем криво… не видно, чтоб камушек чо-та исполнил, а в других случаях он исполняет желания (про качество – ту фсё ясно).

Всё поменялось, боль-пичаль, несправедливость и страдания. Хорошее. Ещё чуточку дожать и я прям буду рад… пришла любофф спасла – бог ползёт в окиян, всех убивает, ещё один оборот – опять всё меняеца, но уже в «хорошую» приемлемую сторону. Всё хэппи енд… любоыь-морковь на удаче. И сынишка – ну тут не удивился, что он найдёт своего бога. И спрячет его в карман. Несмотря на то, что ход предугадывался он вкусен послесловием, послемыслями – а что будет дальше: как разрулит сынишка, как поступит бог, что придумает человек-б-лица. Кстати так и не понятно, что мешает ему сходить к богу, когда гг отказался от того? Но да лан – там околофилософия и аще раск мысли рагоняет. Нра. Тольк осталось сё равно чувство неудовлетворённости, будто показали что-то интересное, но мельком. Может так и надо, а то читал бы лист за листом, а потом с камнем бы охотился на автора :0

*Грибовое ворчание* бога и человека-без–лица бы нитку-линию подраскрыть, вот хотяп чутка. Почему убитый братишка любофи простил гг, аще? И тудаж саму эту девчулю – ей приснился брат (которого нет) и сказал – этот гад убил твою сестру, отпусти его, я прошу. И она такая –оки-доки… что? мотив самого бога тож удивляет – он совсем прям злое зло. Ведь никаких плюсиков (ни одного) он не дал гг (тут можно очень весело подискутировать – но я гриб), а потом устроил опоколипсыс локальныый.

Сяпушки. хорошее

Автор: okuma - 28.9.2023, 03:39
Автор, я прочитал ваш рассказ, и он, конечно, оставил много вопросов. Но мне понравилось) Это вполне годная легенда с трудноразличимым подтекстом, о том, как человек нашел бога и... что случилось потом. К этому богу, на самом деле, у меня больше всего вопросов. Откуда он взялся? Почему раковина - и в пещере? Можно предположить, что это реликт прежнего цикла, ну ладно, окей. Но почему он бог? Что такого божественного, кроме древнего знания (которым, кстати, с читателем так и не поделились! ну хоть чуть-чуть же можно было, правда? :D), он имеет? И чем занят? Тем, что просто растет? Короче, его природа и функции мне не ясны, он довольно пассивен для разумного существа, и напоминает скорее смартфон в руках аборигена: так же загадочен и наполнен знанием. Оттого мне и сложновато было понять, о чем же в итоге история, ради чего это добро творилось и был ли в этом вообще смысл. После появления человека-без-лица рассказ, казалось бы, вел к иносказательной истории об искушениях и цене предательства (или наоборот - сохранения) недавно обретенного бога, но финал, где раковина в итоге просто топит полмира, убивая кучу народа, руинит все это на корню. И я в растерянности. А вообще рассказ хороший и красивый, я его прочитал с большим удовольствием. Просто бывает так, что до меня трудно доходит) Спасибо вам и удачи!

Автор: Элен Мэлиан - 29.9.2023, 22:42
Автор, я прочитала ваш рассказ. Приветствую!
Вы меня позвали, спасибо! Довольно интересная история, но изобилие незнакомых и тяжело произносимых, даже мысленно, слов - впечатление смазывается. Вы как-нибудь распредели ли бы по всему тексту, а то грузите первой страницей и только пощёлкивание в голове остаётся.
Идея - всё повторяется. Но такая явная закольцованность сюжета, оставила неприятное послевкусие. Не знаю почему, но как-то не сыграла для меня философия истории с уклоном в фольклор.
В пф отправляю. Написано хорошо!
Спасибо и удачи!
С уважением!

Автор: Регина - 2.10.2023, 02:00
Здравствуйте, Автор!

Спасибо за приглашение. Сразу извинюсь за отсутствие плюса - ну, вы итак уже нахватали! Куда вам еще? Но без коммента не уйду - не в моих правилах )
Написано прекрасно! Здесь сразу видно, что Вы - мастер. Насчет самого рассказа выскажу свое сугубо субъективное мнение (оно вовсе никак не влияет на отсутствие плюса - пришла бы раньше, скорее всего, плюсанула бы ))), а так в пф Вы и без меня пройдете ))), а вот хотела бы я видеть Ваш рассказ в финале (куда Вы, как мне кажется, без сомнения попадете ))), это вряд ли ((( Без обид.
Прежде всего скажу, что я не любитель фольклора, кроме того, Ваш фольклор, как и Ваш мир, очевидно, полностью плод Вашего воображения - здесь "хозяин-барин" конечно, но я честно скажу все глаза и язык сломала, пробираясь сквозь Ваши имена и обозначения, как я поняла, для деревьев, трав, цветов, дней, лет и т.д и т.п.
Мне понравилась закольцованность Вашей истории, но сама идея с этим "карманным богом" кажется весьма странной - зачем он нужен, если его прятать ото всех, никому о нем не рассказывать? В чем, вообще, его сила? Зачем он был нужен Человеку-Без-Лица?
Когда рассказ порождает вопросы - это хорошо! Значит, рассказ вызвал интерес, не оставил равнодушным, но лично у меня возникло та-а-а-акое количество вопросов - впору катехизис составлять ))) Но, в любом случае, спасибо.

Удачи и всего доброго!

Автор: Элиза Маджерская - 2.10.2023, 10:42
Приветствую, автор! Пришла на зов из таблички и прочитала рассказ.
Первое, на что обращаешь внимание - это, конечно, множество авторских слов. Дальше будет вкусовщина и субъективщина в полный рост, но - я не уверена, что это лучшее решение. В случае реальных культур использование терминов и определений может сработать на атмосферу: знающий человек представит всё описанное сразу, а незнающий, но не ленивый - погуглит и тогда уже представит, и ещё и узнает что-то новое. Почему именно может сработать - потому что может и, наоборот, утяжелить текст. Здесь же читателя сразу забрасывают не имеющими значения словами. Дирхви, шхешиимаре, тохри, ойомы - все эти слова больше не упоминаются в рассказе ни разу, и да, их значения интуитивно понятны из контекста, но что они дают тексту? Кроме утяжеления - ничего, картинка не становится объёмнее. Но не могу сказать, что выдуманный язык тут совсем не к месту: герою пригождается уникальное свойство тхвылтхв (пусть даже с неточностью в дне/ночи), в новом мире перепутаются кештры и цшытры. Да и помимо этого недостатка язык и стиль очень хороши.
Со смыслом рассказа сложнее. Что из себя представляет бог? Если рассматривать на поверхностном уровне - что это в прямом смысле божество - тогда паззл складывается плохо. Божественное знание герой не использует никак, только поглощает. Проблемы в жизни у него не от бога - разве что косвенно, потому что из-за бога случилась драка с Цхва, а болезнь матери так и вовсе не зависела ни от кого. Вопреки сказанному человеком без лица, бог не стал "выходить на свет", не стал и собирать почитателей: ему хватило одного мальчишки для того, чтобы вырасти частично, а потом он продолжил расти в уединении сам. Ни с того ни с сего перевернул мир с ног на голову. Ни с того ни с сего уничтожил. Странный образ действий.
Значит, тут должна быть какая-то аллегория - но тут уже воображение и соображение мне отказывают :) Многие знания - многие беды и вдобавок отстранение от окружающих людей и потеря того, что тебе дорого? Ну не знаю.

Удачи, автор! Ставлю один плюс.

Автор: НеНога - 2.10.2023, 11:19
Напомнило "Диких людей", но с вайбом Ингевара. Ощущение строго субъективное, стиль мне малознаком.
Я думал, что брошу читать, когда увидел нейминг местный, но вроде отпустило. Вечером напишу более развернуто, но пока что это самый уверенный "вфинал" за этот пролет. Да и второй по счету, если не ошибаюсь.

Автор: Dora L. - 2.10.2023, 11:32
Автор, здравствуйте, уважаемый!) Я пришла, чтобы влепить вам два плюса и встать на защиту выдуманных слов.

Мне кажется, без них эта притча – а это годная, красивая притча – утратит значительную часть смысла. Потеряет своё, если угодно, семиотическое измерение. Это же главная фишка рассказа: в нашей системе знаков нет твылтхв и цшытр, и мы доверяемся воображению: оно выстраивает эти образы из ассоциаций, из опыта, из наших знаний.

Апш'Кхара – и есть знание. Недаром Тхве его читает, недаром бог становится всё больше по мере чтения: чем больше в тебе знания, тем больше и непознанного вдруг появляется в мире, тем больше жажда всё это узнать.

Поэтому же, когда Тхве отрекается от своего бога, искажается и система знаний, сложившееся у героя представление о мире: означающее отделяется от означаемого, брат становится сестрой, медное – чёрным, живое – мёртвым.

Тут-то – когда Тхве «забыл», каковы окружающие его вещи – я и словила огромное удовольствие от фишки с терминами с пустым – для нас – значением. Благодаря этому приёму мы ведь, на самом деле, можем легко представить себя на месте Тхве: вот ойомы звучат как добрые колыбельные; а вот – после возвращения – как страшная погребальная песнь. Мы можем представить себе что угодно.

Но изначальное представление выстраивается исходя из неких внутренних ориентиров. Апш'Кхара – такой ориентир, внутренний компас. Отказаться от него – или отдать его – означало бы отказаться от себя и своего мировоззрения. Поэтому, когда герой стоит за всё это до последнего, его можно понять.

Но! Вы же помните, какая я противная? Идея очень крутая, это пока что самый концептуальный и самый философский рассказ из прочитанных в рамках осени, НО финал – начиная со спасения, которое приносит герою Улун, и заканчивая внезапным хэппи-эндом на развалинах смытого волной мира – заметно, на мой взгляд, слабее самой идеи.

Хотя зациклить историю с обретением знания и «личного бога», конечно, было необходимо: она вечна, она будет всегда.
Можно ещё было бы придраться к тому, что образы – любимая женщина, соперник, антагонист-искуситель – не просто плоские, а совершенно условные. Но я не буду – в рамках заданного жанра они работают, их достаточно.

Автор, у вас получилась прекрасная вещь. Мне кажется, на этом рассказе юным слушателям можно объяснять некоторые философские концепции)

Ах да, язык! Ну красиво же. С одной стороны – стилизация удалась, с другой – ироничное и непосредственное сочетается очень приятно с поэтичным – и где-то даже вычурным. Всё как я люблю.

В полуфинал, в финал, удачи – и спасибо, что позвали)

Автор: Hollowman - 2.10.2023, 12:34
Автор, мне понравилась просто история. Без особых восторгов, но она хороша. Просто как история и без всяких там замудренных идей и концепций Бога) Тут в рассказе, скорее напротив, сквозит убеждение экзистенциалистов: неважно, есть бог или нет — от него в любом случае необходимо отказаться) Т.е. - не сотвори себе кумира) Но человек /животинка простая и сложная, одновременно)/ всё же время от времени находит разные раковины и сует к себе в карман и носится потом с ними в торбе)
И ещё - не увидел мудрости героя. Т.е. как на него влияло поглощение знаний бога. По тексту - никак, от слова совсем.

А написано хорошо. Единственное, согласен Элизой Маджерской
Цитата
В случае реальных культур использование терминов и определений может сработать на атмосферу: знающий человек представит всё описанное сразу, а незнающий, но не ленивый - погуглит и тогда уже представит, и ещё и узнает что-то новое. Почему именно может сработать - потому что может и, наоборот, утяжелить текст. Здесь же читателя сразу забрасывают не имеющими значения словами. Дирхви, шхешиимаре, тохри, ойомы - все эти слова больше не упоминаются в рассказе ни разу, и да, их значения интуитивно понятны из контекста, но что они дают тексту?


Спасибо, автор. Удачи в конкурсе.

Автор: НеНога - 2.10.2023, 13:15
Цитата(Hollowman)
от него в любом случае необходимо отказаться

Думаю, тут скорее про выбор между мирским и божьим. Т.е., либо ты семьей занимаешься и детей стогаешь, либо божественное постигаешь. Оттуда и "мудрость" его - если качаешь скилл "теология", глупо ожидать, что навык охоты тоже станет пиже.

Автор: Hollowman - 2.10.2023, 13:57
Цитата(НеНога)
Думаю, тут скорее про выбор между мирским и божьим. Т.е., либо ты семьей занимаешься и детей стогаешь, либо божественное постигаешь.

Разно можно трактовать многие тексты, как всегда. Он постигал, но что-то у него всё шло через пень колоду. И когда на гору поперся и подумал - постигнуть бы ещё что-нибудь, то ракушечный бог раздавил деревню) Будем ждать автора. Может объяснит, что он хотел сказать.

Автор: НеНога - 2.10.2023, 18:59
Цитата(Hollowman)
Разно можно трактовать многие тексты, как всегда.

Чем я и собираюсь заняться.
С моей точки зрения, Тхве существует, чтобы пытать меня за мои грехи...
Ладно, шучу. ГГ тут отыскал бога и прошел все стадии теологической эволюции - от приподнятого настроения от новообразованного смысла жизни до депрессии, отрицания и свержения бога в пользу материализма и гедонизма. И тот факт, что ГГ читает "бога" все больше и больше, множа смыслы и увеличивая того в размерах, чтобы после запутаться в собственных трактатах и трактовках, он решает его уничтожить - это вот что-то значило, но пока я это писал, мысль вылетела из головы. Допустим, это прямо доказывает мою гипотезу.
Как я упомянул выше, меня покоробили имена и названия. Прям по самой жопке покоробили. Но потом втянулся.
Концовка вполне в духе рассказа, неплохой завершающий штрих. Правда, батя, мне кажется, допрет пораньше соплеменников, чего с сыном творится.

Автор: Asenka - 3.10.2023, 20:49
Здравствуйте, автор!
Спасибо вам за рассказ. Особенно за его концептуальность.
Мне кажется, что главная тема вашего рассказа - чуждость. И, наверное, человеческое тщеславие.
Божественное несоизмеримо с человеческим и является людям только с одной стороны, в одном из своих обликов. В данном рассказе это сначала бог загадочный, завораживающий, но в конце неизбежно - ужасающий, потрясающий все до основания.
Здесь нет нисхождения бога в измерение человеческого, поэтому и нет ни бога милостивого, ни бога-учителя.
Вам удалось с помощью изобразительно-выразительных средств хорошо передать эту инаковость, несоизмеримость - герой находит бога в виде раковины, неведомые письмена влекут его своим очарованием, но, как уже отмечали предыдущие комментаторы, совершенно ничего ему не дают.
А потом бог начинает расти. Глупый человек думал, что сможет его присвоить, носить в кармане, но не тут-то было. Бог таков, что никуда не вмещается и в конце концов просто поглощает людей - как волна слизывает с берега и песок, и стекло, и камни. Для нее все это - случайные игрушки в череде таких же.
И - под конец - цитата, созвучная, как мне кажется, идее рассказа:
“О, его не догоните!
В домовитом поддоннике
Бог — ручною бегонией
На окне не цветет!..”

Автор: Алеся Ясногорцева - 4.10.2023, 15:09
Я прочитала рассказ.
Сюжет понятен, хоть и не до прозрачности. Не совсем понятно, что сделал бы с богом торговец? Перепродал бы его в храм, жрецам? Сам-то он, наверное, тоже не знает, как управляться с богом. Надо было приписать к его посулам: "Я его отдам знающим людям, они всё сделают, чтобы бог помогал нам, всем добрым людям".
Бог, найденный мальчиком, символизирует нечто очень сильное, полезное в умелых руках и опасное в неумелых. Например, термоядерную энергетику. И идея рассказа - на первый взгляд, вроде бы и приемлемая - опасно, когда такая сила оказывается в руках неподготовленного человека.
Тхве противопоставляется торговец, у которого непонятно какие цели - может быть, он на самом деле не знающим людям хочет продать бога, а использовать в своих интересах? Может быть, торговец хочет с помощью бога навредить людям для своей выгоды?
Вот если бы Тхве противопоставлялся не торговец, а, например, жрец, который мог бы сделать так, чтобы бог помогал людям - я бы нажала в финал. А так - только в полуфинал.

Автор: Астра Ситара - 4.10.2023, 21:55
Я не поняла рассказ. И он мне не понравился своей бессмысленностью и вторичностью. Словно конструктор из известных тропов и сюжетных поворотов. Особенно неприятное впечатление оставил финал, который как белыми нитками пришили, лишь бы закончить. Я уже читала множество слитых финалов, в этом сезоне и других, но, как бы там ни было, авторы хотя бы придумывали что-то своё, исходя из логики прежде рассказанного, а не тырили левое, потому что "так уже кто-то делал". По сути, всё рассказанное не имеет собственного смысла, только копирует где-то увиденное. Даже это выдумывание новых слов отдаёт вторичностью, терпеть не могу, когда вместо того, чтобы сказать "сосна", гордо пишут "абыгр" и весь текст превращается в: "Она пошла по густой тувырке, собирая пушистые лулукошки, наброшенный на плечи ритуальный кувыкок развевался на ветру." Зачем придумывать новые слова, если понятия остаются прежними? Разве что от лени узнать реальные аналоги в чужих культурах. И уж если калечить язык этой ересью бесполезной, то хоть гласных не жалели бы, а то читать весь рассказ цвтйклмукрпт — то ещё удовольствие, а здесь эти текстовые камешки так и хрустят на зубах...
Короче, сплошной цшытр и твылтхв.

Автор: иттын баласы - 7.10.2023, 19:14
Спасибо, что позвали, автор. У меня даже есть гипотеза, почему — кто, как не я, получил больше всего шишек в прошлом сезоне за нахальное использование незнакомых слов. Даже если отвлечься от вопиющей разницы между реально существующей культурой и придуманной по мотивам, я, большая любительница и ценительница этнических и ксеноэтнических систем, всё-таки не оценила ваш заход. Читать было трудно, и не потому что мне можно, а вам нет. Просто я считаю, что отстоящие термины имеет смысл вставлять тогда, когда их значение несёт какой-то понятийный смысл, когда разница между «суху» и «штанами» имеет значение.

В своём рассказе я использовала слово кереге, это решетчатый остов юрты, идущий по кругу. Почему нельзя было сказать стена? Потому что на решётку кереге можно что-то повесить, а стена обычному читателю представляется гладкой. А почему вы не могли написать штаны вместо суху? В штанах, как и в суху, есть карманы.

В общем, мне кажется, как литературный приём, это вполне можно использовать, но когда приём становится в углу всего текста, он сводит весь текст к приёму, вытесняет более интересные возможности для писателя.

Мне понравились отдельные кусочки, например, забавный момент с быстрорастущей лозой, как из сказки. Мне понравилась игра с «зазеркальем», в которое попадает Тхве. Но кроме неё, в рассказе как будто ничего нет. Ключевая идея о том, что в веру можно провалиться, как в чёрную дыру, хорошая, но она как-то плоско играет, не оттенённая ничем. И разрешения конфликта Тхве, по-моему, не состоялось.

В заключение добавлю, что ещё мне понравился некоторый фатализм, как в мифах о сотворении мира. Но, кмк, ему тоже не хватило должного оформления, чтобы звучать базовой нотой через весь рассказ.

Автор: Фуфырочка - 12.10.2023, 09:21
(я видела табличку, просто глубоко закопана в дела)

Мне понравилось то, что рассказ похож на сказку и что в нём создаётся такое сказочно-абсурдное пространство, в котором всё происходит потому что происходит – деревья вырастают за день, боги вырастают выше гор и вообще непонятно как работают. Требуют себя читать, а потом сваливаются в океан.

Не понравилось то, что сказочность поверхностная. Во-первых, непонятно, в чём суть. Это могла бы быть сказка о всемирном потопе, об апокалипсисе или притча о том, что бога надо сразу делить со всеми, а не прятать. Могла бы быть сказка о честности, а могла бы быть о любви. Но она должна быть понятна, в том-то и суть сказок – изложить что-то в понятной или увлекательной форме. Конечно, не во всех культурах есть явная мораль, да и не все сказки её требуют. Иногда в конце истории говорят "и так появился первый океан" но тут непонятно, что появилось. Иногда побеждают «плохие» трикстеры, иногда проигрывают, но должно быть понятно кто есть кто. Кто умный, а кто глупый, кто плохой, а кто хороший, и прощение происходит от того, что герой раскаялся и плакал горькими слезами, а не потому что убитый взял да и простил. Антагонист должен быть побеждён или прощён и так далее.

Во-вторых, нет чувства важности каждого элемента. Скажем, с камнем в кармане хорошо получилось и с быстрорастущими деревьями, но иногда возникает чувство, что события просто происходят, потому что так приснилось рассказчику.

В итоге читать увлекательно, настроение есть, чувство чуждости, волшебных приключений есть, но в конце остаётся неудовлетворённость. Даже зацикленность только вызывает вопросы, тянет сказку в другую сторону – возможно, это была история о том, что людей всегда будут терзать беды? Но тогда об этом надо было явно сказать.

Текст такой вязкий - неровный по темпу (то несколько сложных предложений, то несколько рубленых совсем), много выдуманных слов (впрочем, понятных по контексту), много метафор и эпитетов. Вот они мне не все понравились: скажем, откуда герою знать, как пахнут волосы его безответной любви, к которой он не решился подойти? В итоге размышляешь, почему автор выбрал именно уста с солнцем сравнить (а почему не лицо? А чтобы не такой как все?), почему то, почему сё. Тоже отвлекает от чтения. «Хата» выбивается потом.
«Забронзовевшие» резануло глаз. Не совсем понятно, как это. Обычно при загаре такое говорят, а тут… просто покоричневели? Но из какого цвета? Для меня это довольно принципиально, потому что стартовый абзац такой «пинает в атмосферу», а я лечу в атмосферу и не могу понять, какая она должна быть и что вообще происходит.

Сцена с воображаемым свиданием прекрасная, например. Там всё на своих местах.

Поэтому я не знаю, понравилось мне или нет. Классная свежая история, но как будто сыроватая. То есть мне кажется, она довольно быстро может быть допилена до законченного сказочного формата, и тогда не будет недоумения, останется просто интересная сказка.

Автор: Zaniraya - 16.10.2023, 03:54
Идейная наполненность имеется, но мешанина зачем-то напридуманных слов многое под собой закопала. И что такое синий мох? Конечно, мох у нас фэнтезийный, но всё же обычно он зелёный.

В общем, спасибо, мне почти понравилось. Но нет, не понравилось.

Автор: Сергей G - 16.10.2023, 12:42
Классно сделано! Вот именно этими искусственными словами дан и другой мир и дыхание какой-то другой древней мудрости и тон рассказа, делающий из него древнюю притчу, несомненно подлинную. Если бы выдуманные слова постепенно вытеснили наш привычный словарь, я, незаметно для себя, стал бы читать на выдуманном языке – и сам превратился бы в другого человека в другом мире... Сильно написано.

Автор: Донской - 16.10.2023, 18:56
Интересный комментарий прочитал выше: определенный рецензент "с кофем" ставит рассказу плюс, прочитав в нем название и несколько слов, потому что этого, по его мнению, "достаточно для определения качества текста". Интересно, по такому ли принципу сюда насыпали кучу плюсов?

Несмотря на неплохой материал, рассказ очень сырой, его надо сокращать и дорабатывать. Не уверен, что глокие куздры идут тексту на пользу. А образ горного селения, смытого морской волной в финале, как то уж слишком оторван от реальности физических процессов в нашем мире.

Автор: НеНога - 16.10.2023, 19:04
Цитата(Донской)
Интересно, по такому ли принципу сюда насыпали кучу плюсов?

я слышал, что применив подобную же тактику ко всем прочим комментариям - *из суфлера доносится "ПРОЧИТАЙ!"* - можно узнать, кто как выставлял оценки тексту.
Цитата(Донской)
А образ горного селения, смытого морской волной в финале, как то уж слишком оторван от реальности физических процессов в нашем мире.

НА КОНКУРСЕ, БЛДЬ, ФЭНТЕЗИЙНЫХ РАССКАЗОВ В САМОМ ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА!!! ДА ЧТО ВЫ КУРИТЕ?!
Не говоря уже о том, что "глокие куздры" именно что "делают" рассказ.

Автор: Донской - 16.10.2023, 21:36
Если вы видите горное селение километрах так в трех над уровнем моря, из которого поднимается волна и его смывает, то вопрос, о том, что курю я, вам следовало бы обратить к себе.

Автор: НеНога - 16.10.2023, 21:59
Цитата(Донской)
Если вы видите горное селение километрах так в трех над уровнем моря,

Откуда информация о высоте? Ссылочку на текст рассказа, пор фавор.

Автор: Энни Нилсен - 18.10.2023, 16:00
Я нормально отношусь к этнике и придуманным словам, но здесь было ощущение неестественности. Автор поставил перед собой задачу - погрузить читателя в чужой мир с помощью незнакомых слов. И завязка просто перенасыщена ими. После нее автор ставит галочку - сделано, и дальше все эти новые слова практически не имеют значения.
Про бога. Мне понравилась игра слов читать/почитать. И дальше про обретение бога, про надежду, что тот решит проблемы и тыды, оно вроде как интересное и значимое, но сам герой настолько скучный, что я прям заставляла себя читать. Он сам ничего не делает, все события происходят с ним. Не он нашел бога, а бог залез к нему в карман (спрашивается зачем?). Убил случайно, прощен вообще не пойми почему. Не продал не потому что верил или чтил, а тупо выгоды побольше хотел. Не одно желание, а аж три. Но потом зассал и потащил бога прятать. В результате бог уничтожил селение (спрашивается, зачем?) , но герой выжил и получил жену с ребенком. В принципе, это все обычное человеческое, даже не самая ужасная жизнь. Но читать про это мне было скучно, не спасал даже антураж,

Автор: Змей - 19.10.2023, 18:32
Два-три раза упавши лицом на ваше это тхер знает што, я решил пойти другим путем. Просто игнорировал некоторые буквы. И сразу стало легко и приятно. И лицо осталось почти целым и
спасибо, мне почти понравилось. ))

Автор: НеНога - 19.10.2023, 18:58
Цитата(Змей)
Просто игнорировал некоторые буквы.

Ну хоть кто-то еще догадался

Автор: Tefnut - 19.10.2023, 22:27
Добрый вечер, автор. Я пришла из таблички и вижу. чт у нас тут полный тхве и улырныха в придачу.
Впрочем, зубодробительными именами и названиями меня трудно смутить. Я в жизни прочитала много вещей с наводящими ужас именами собственными и осталась жива.)
Но тут у нас философствования и всякие скрытые смысла, а с этим у меня хуже.
В первую очередь приходит ассоциация с поговоркой "со свиным рылом в калашный ряд". То есть нашел человечишко то, что неподвластно его жалкому разуму, пытался понять, но не осилил. А когда ему пытались помочь сбросить ношу, отказывался, пока не накосячил так, что все умерли. Ладно, почти все.
А вторая ассоциация на мой взгляд интереснее. По мне так это такая метафора нерентабельного... скажем, дела, бизнеса. Человек вкладывается, корячится, а долги и проблемы все растут и растут, пока не разрушают все.
Есть еще третья. Это метафора зависимости. Нашел товарищ некий порошок, нюхнул, его и затянуло. С тех пор он не мог без него. Изменившийся поселок, кстати, как раз тут очень к месту. Затем зависимость переросла все разумные пределы, и...
В любом случае, финал здесь не пришей кобыле хвост. Случилось чудо, все нужные герои выжили, и стало даже лучше, чем раньше. Или автор дописывал рассказ под дедлайн, или просто ему надоело и он написал первое, что пришло в голову. По мне так закончить катастрофой было бы вполне себе логично.
Добью вам плюсы до 20, вдруг пригодится.

Автор: Olybuy - 27.10.2023, 10:11
Здравствуйте, автор!

Мне рассказ понравился на уровне ощущений, в чем, конечно, заслуга языка. Незнакомые слова поначалу меня царапали и иногда их становилось многовато на один-два абзаца, но потом я к ним привыкла и в конце они даже уложились в логику текста. Герой, мне кажется, получился выпуклым и достоверным, да и вообще мне весь рассказ показался очень объемным и обдуманным.

Насчет сюжета меня смутило, что герой читает, постигает какие-то мудрости, но они как будто ничего ему не дают и не на чем не сказываются. Мне кажется, тут по идее три варианта могло быть: герой находит бога-книгу, но в силу ограниченности не может прочесть или понять прочитанное; герой читает и просвещается, его жизнь меняется (не обязательно к лучшему, но с учетом знания); герой читает, понимает, но делает неверные выводы, но тогда нужно хотя бы примерно показать, о чем он там читает. В общем, этот момент я совсем не поняла.

Сцена с убийством мне, кстати, понравилась. Здесь вообще, как мне кажется, хорошо укладывается в написанный мир. Но чего-то не хватило для катарсиса. Может, это чудесное спасение в конце помешало? Как будто бы герой должен был поплатиться за игры с богом. Не знаю. Но все равно спасибо за экспириенс!

Автор: Junto - 30.10.2023, 20:36
Написано хорошо и чертовски образно. До того образно, что подставлять вместо этой ракушки можно много чего, если не что угодно. Универсальный такой конструкт. Что-то вроде стельки, которую каждый может по контуру обрезать под свой размер. Есть ли желание подставить свою переменную в это уравнение? Пожалуй, нет. Потому что с результатом я все равно не согласен. Потому что это так не работает. Что это? Ну, то самое, что тут имелось в виду.
Но изящество в этой формуле, определенно, есть.
В общем, спасибо. Мне понравилось.

Автор: Весёлая - 31.10.2023, 23:41
Здравствуйте, автор.

У меня есть буквально минут десять времени, чтоб написать вам отзыв. И давайте я их потрачу на то, чтоб пересказать сюжет рассказа?

Итак...
Жил-был мужик. И однажды он встретил Бога. И уверовал.
Но поскольку был этот мужик тёмный и недалёкий (как и все в ту пору), то не захотел он делиться чудом ни с кем, и зажал Бога себе в кармашек. Прикарманил, так сказать.
А Бог, который есть познание, не мог тихонько сидеть у мужика в кармане. Вот того и пёрло познавать и познавать. А многие знания, как известно, – многие печали. И фиговато стало житься мужику, уже не радуют его привычные мирские радости. А тут ещё Аццкий Сотона объявился и давай искушать: отрекись, говорит, от веры в Бога своего. Ну что тут поделаешь?
Трижды искушал Сотона мужика:
Сперва богатства всякие сулил.
Потом изводить начал, и спасение обещать. А как не поддался мужик на посуды эти – подставу подстав Сотона ему сделал. Да только и тогда не сплоховал мужик, и получил отпущение грехов своих.
Бога своего, к слову, к тому моменту он забросил втихоря. Ибо шибко сомневающийся мужик стал, через познание это. Прям "чем больше знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю". Но забросить и перестать верить – всё ж не одно и то же. И росла вера его. Так что даже малости одной хватило, чтоб явил Бог очередное чудо – и наслал на людей потоп великий (ибо нефиг себе Сотону Аццкого у власти ставить). Первое чудо было тоже, когда мужик брата своей мамзели грохнул, ну, типа, душа невинная, почти братоубийство и все дела – мир тогда враз переменился, с ног на голову встал, а у мужика всё аще хреново стало.
Но мужик тот выжил, конечно. И всё у него сложилось хорошо. А что пророком стать не захотел, и Бога нести людям, так то и фиг с ним – у него сын подрастает, может, как раз он и исполнит своё предназначение – нести в массы просвещение.

Конец

(а что пересказ малость бестолковый, так то звиняйте – уж как смогла)

Автор: Анастасия - 3.11.2023, 09:21
здравствуйте автор, я не успела на битву, но зато я вам тут вф поставлю, потому что очень сильный текст. Думаю , а что бы я делала с богом в кармашке.

Автор: Елена Таволга - 15.11.2023, 18:26
Отличная легенда, где все переворачивается с ног на голову. Люди сами находят бога, питают его, выращивают, тогда бог меняет их жизнь, а если уходит от людей, то человек возвращает его. Идея, видимо, бунинская: «Не бог нас создал, это мы богов творили рабским сердцем». Перевертыши и стиль хороши. Но автор, на мой вкус, переборщил с экзотической лексикой (неологизмами). Они реально затрудняют чтение, мое чтение.

Автор: Иванков Слава - 21.11.2023, 07:27
Я прочитал рассказ. Возможно карманный Апш'Кхара не хотел, чтобы Тхве его один листал. А он утаил от всех находку, и чтобы поместить в карман, утягивал жгутами. А Апш'Кхара хотел, чтобы все узнали про него и поэтому разростался. Но его никто все равно не замечал, и за это поплатились.
Философию вообще не прояснили, какая философия там в той ракушке. А ещё для какой идеи убийства случайные нужны. Первый раз Тхве толкнул девушку, а позже и второе убийство. Это когда непонятно как в руке у Тхве камень оказался.
Вижу, что не только я не понимаю ради чего такой сюжет и как философски всё тут трактовать, в том числе и те неуместные убийства.

Автор: ModestShaforost - 21.11.2023, 20:44
вф. такие рассказы редко как сокровища попадаются

Автор: Промокашка - 30.11.2023, 19:51
Добрый день, Автор!

Жалко, что я не добралась до рассказа раньше. Искупляю свою ошибку.

Прежде всего мне понравился стиль. Отбросим в сторону излишнее использование непонятных слов. Кому-то такое заходит, кому-то нет - это на любителя. Я не любитель, но, на самом деле, это мелочь. А вот что перед нами притча, и стиль этот на ней сидит, как вторая кожа - не сбоит, не морщит - этого не отнять. Стиль здесь, по-моему, даже содержание подавляет кое-где.

А вот с содержанием сложнее (нет, мне закольцованность очень нравится вообще, и здесь в частности). Но. Прочитать такое - как выпить лишнего. Мозги затуманиваются, и все кажется прекрасным. А потом трезвеешь и начинаешь думать - а что в сухом остатке.

Прежде всего - Бог. Что он такое для Автора? Мне показалось, что это многие знания (а это, как известно, многие печали). И тяжелы они для человека, который, не дай бог, до них доберется. И бросить невозможно, и нести тяжело. Но почему Бог растет, а в конце вообще придавливает целое поселение? Он высасывает душу героя и ей кормится? Так маловато одной душонки для целого Бога. Он больше по великим скоплениям людей.

И еще: отчего Тхве идет искать Бога? Ведь нигде не сказано, что он дает богатство, всемогущество, любовь. Сомневаюсь, что мальчик из селения вообще может понять, что такое знания и как их ему не хватает. Дальше то понятно: поглощение этих знаний и много печали. И нежелание ни с кем делиться этими знаниями. И изменение окружающего мира, когда Тхве от Бога избавляется.

А зачем здесь сцена с ямой и спасение Тхве Улун? Струйка божественного всепрощения? Так брат Улун книги не читал.
Счастливая жизнь Тхве и Улун в конце: избавься от знания и будет тебе хорошо? То есть понятно, без этого не родился бы сын и не было бы закольцованности, но все же...
В общем, заставили вы меня задуматься.
Если посчитаете нужным - объясните немного свое видение истории после конкурса. Может я не поняла ничего? Не отрицаю такой возможности.

Автор: НеНога - 3.12.2023, 20:18
Цитата(Промокашка)
что такое знания и как их ему не хватает

Но может искать их как способ исправить в своей жизни то, что кажется ему неправильным.
Все-все, задолбал уже всех своими трактовками.

Автор: Sokol - 4.12.2023, 23:21
Я прочитал рассказ.
И перечитал, и прочёл все отзывы так внимательно, что мне уже кажется, будто это я автор, но я, к сожалению, не настолько хорош. Притча прекрасная, в ней на небольшом объёме переплелось в раковину-переплёт Апш’Кхара множество мотивов, множество проблем, связанных со знанием и познанием. Мне очень понравился рассказ.

Но сколько же вопросов он оставил… Начиная с того, как Тхве оказывается в другом посёлке, я не просто не понимаю логики происходящего – я не понимаю его идейного значения. Вот, допустим, теория Весёлой верна и Апш’Кхара смыл посёлок потому, что жители поставили себе во главу Сатану (человека-без-лица). Да… никак это у меня не укладывается, потому как ни намёка до этого не было ни на что подобное, что алкхамыссцы такое могут провернуть. Наверное, потому, что и не знаем мы о них ничего – они даны пунктиром, некий фон, мы знаем о них столько, чтобы понимать, в каком примерно мире живёт Тхве. Им совершенно не с чего вдруг становиться такими деятельными субъектами и приглашать себе Сатану (скорее это он сам туда заявился, притворившись кем-то из местных). Да и посёлок поменялся, очевидно, после желания Тхве, которое прямо озвучено в тексте: «когда вернётся домой, всё будет по-другому». Отсюда первый (нет, это не эстафета, это плохие вопросы Сокола) плохой вопрос: а зачем Апш’Кхара тогда уничтожил посёлок? Мне, кстати, нравится ответ на этот вопрос Рамины, что так Апш’Кхара восстановил нормальное течение вещей. Но как-то очень жестоко, хотя у древнего бога могут быть свои представления о милосердии.

Второй плохой вопрос: за что Тхве получил прощение от брата Улун и – в широком смысле – счастливый конец? Ведь по сути он скрыл открывшееся ему первородное знание от соплеменников, убил человека, чтобы сохранить тайну, потом перевернул реальность вверх тормашками, осмелившись просить бога о желаниях, и в итоге выращенный им бог просто уничтожил всё селение. Чем тут герой заслужил спасения? Хотелось бы сказать, что он заслужил спасения, ибо не поддался на искушения человека-без-лица и не продал тому Апш’Кхара – хотя толком неясно, чем это было бы плохо, из рассказа мы не можем понять наверняка, кто такой человек-без-лица. Ясно, что вряд ли это какой-то приятный персонаж, но не помешало бы, кмк, более понятное противопоставление мотивов, понимание, что может наворотить человек-без-лица с такой силой. Ибо Тхве вот ничего хорошего не наворотил. Да и в каком-то смысле… мне кажется, скорее он всё-таки поддался, пусть не так, как хотел человек-без-лица – но ведь именно предложение с желаниями спровоцировало Тхве разорвать бога на части, чтобы каждая исполнила желание. Вот опять-таки думаю над этим: он вот так нагло повёл себя с Апш’Кхара, который открыл Тхве свои знания. Скрывал от других, бросил в горах, порвал на части (пусть и во сне), осмелился ещё просить исправлять его же косяки. В конце, уже чудесно спасённый этим непонятным «прощением», вместо благодарности вовсе пытался уничтожить раковину! За что же ему в итоге спокойная жизнь с Улун и пусть чужим, но сыном? В общем, остаётся только повторить, что концовка для меня была непонятной как логически, так и символически.

Что касается названий, здесь лично мной это дело воспринималось по-разному. Они понятны интуитивно, добавляют колорита (представляется что-то такое среднеазиатское), помогают понять контраст между прежним посёлком и неправильным новым – да и просто странно, если бы автор называл дерево другого мира сосной, когда оно совсем не сосна. (И кстати, по поводу вопроса kotophey.m и Элизы, почему герой смог сбежать ночью, если тхвылтвы растут днём – может быть, в неправильном мире и тхвылтвы расти стали по ночам?). В то же время замечу, что иногда автор слишком частил с выдуманными словами и, как мне кажется, даже чересчур ими любовался. Не надо ж прям всё переименовывать. Есть же у них козлы и буйволы, зачем тогда придумывать улырныху? Если сумку можно назвать сумкой, а посох посохом, почему штаны – суху? Мне кажется, где-то (необязательно именно здесь, но вообще) можно было оставить простые слова и магия бы не разрушилась, а читалось бы воистину легче.

Мой отзыв рискует разрастись и стать больше Апш’Кхара, поэтому, закругляясь, скажу всё-таки, что при всех моих (наверное, очень глупых) претензиях рассказ мне безумно понравился. Поэтому и хотелось разобраться, и извините, если вообще никуда не попал в своих предположениях – эта история для моих птичьих мозгов правда слишком хороша) Я с удовольствием отметил рассказ вфиналом и надеюсь, что подыщу ему место в итоговом топе. Автору спасибище!

Автор: Птица Синица - 6.12.2023, 15:21
Очень сложный рассказ. Мне кажется это о том, что не каждое знание человек может вместить и обратить себе на пользу. Есть такие люди, читают и читают, а знанием ни с кем не делятся. Трудно понять, чем на самом деле является эта метафора. Вон у каждого ребенка в кармане телефон с доступом ко всем интеллектуальным сокровищам мира, да и вообще у каждого, много ли мы пользуемся таким доступом? Ладно, все таки что там было написано, почему чтение не изменило героя к лучшему? Или каждый вычитывает только то, что может прочитать, и потому ничего не меняется к лучшему? Для каждого этот бог пишет на его языке? Или может в этой книге надо было писать, а не читать ее?

Автор: Котик - 7.12.2023, 19:05
Здравствуйте, автор! Хороший получился рассказ. Мне понравился.
В такой небольшой форме — целая жизнь. Это забавно перекликается с идеей карманного бога.
По-настоящему фэнтезийная притча. Обилие вымышленных слов и терминов не кажется чем-то инородным, воспринимается хорошо и работает на погружение в мир.

Карманный бог... Страницы в раковине. Штука, которую необходимо читать. Всё растет и растет... Слова жгут. Это возбуждает мое воображение. Ещё классная идея с деревьями.

Это история из другого мира, повествующая о нашем, насущном. Рассказ заставляет задуматься над тем, что порой мы наделяем некоторые вещи излишней важностью. Вместо любви искренней и безусловной появляется деструктивное стремление обладать. И не важно, что это. Пирожок, другой человек или целый мир. Ни к чему хорошему это не приведет. Лишь разрушение и возрождение. Мир цикличен, и все повторяется вновь и вновь. Жизнь — смерть — жизнь — смерть — жизнь... Бесконечен ли этот процесс? Заберут ли нас домой, когда мы усвоим все уроки? Или мы заперты в этой бесконечности и способны при желании лишь подняться чуть выше и взглянуть на эти циклы под другим углом?.. Спасибо за рассказ.

Автор: Реччка - 9.12.2023, 21:22
Здравствуйте, автор! Я к вам с вывернутыми карманами с вопросами эстафеты. Отвечать строго после деанона.

1. Вопрос лингвистический как вы создавали те самые слова за которые зацепились читатели? Стал лииосновой некий из существующих языков?
2. Вопрос теософский. Что для вас бог и придерживаетесь ли вы некой конфессии.
3. Вопрос озорной. Чья спгс в комментариях вас более всего задела?
Спасибо!

Автор: Сергей G - 9.12.2023, 22:50
Кстати, тут проскочило мнение о логической неувязке – дескать, как он выбрался из ямы, если твылтхвы ночью не растут. Основано на невнимательном чтении: остролистые твылтхвы прекрасно растут по ночам, " достигая к полуночи самих лун". Лишь бы не было холодно. А под землей, в яме=норе, всегда теплее, чем на поверхности. Да еще Тхве согревал корни своим теплом....

Автор: Olybuy - 14.12.2023, 15:32
Снова здравствуйте автор! Я к вам с дополнением.

Свернутый текст

Все права и искажения принадлежат MidJourney :)
изображение

Автор: Shantel - 30.12.2023, 21:42
Спасибо всем, дорогие люди, всем рада) каждому от Тхве по ракушке с богом! Особые благодарности тем, кто бился за Карманного бога в БК, было неожиданно и дико приятно) особенно на бое с профессором! :heart:

В сильные дешифровки вдаваться не планировала, но эстафету обойти, само собой, не могу. Во славу бункеров и синусоид!

1. Вопрос лингвистический как вы создавали те самые слова за которые зацепились читатели? Стал лииосновой некий из существующих языков?

Вообще нет, но да)) рассказ написала за одну ночь в Абхазии накануне отлёта. Так что все неизменные гхр-кхрч-хцыщ абхазо-адыгских народов были благополучно интегрированы в рассказ. Но внедряла неблагозвучия я не развлечения ради, а, как чутко подметила Dora L., ради акцента на «фишке с терминами с пустым – для нас – значением».
Цитата(Dora L.)
Благодаря этому приёму мы ведь, на самом деле, можем легко представить себя на месте Тхве: вот ойомы звучат как добрые колыбельные; а вот – после возвращения – как страшная погребальная песнь. Мы можем представить себе что угодно.
Как раз рассчитывала, чтоб сыграло.
Плюс неким бонусом для меня стала ремарка Сергея G про словарь)
Цитата( Сергей G)
Вот именно этими искусственными словами дан и другой мир и дыхание какой-то другой древней мудрости и тон рассказа, делающий из него древнюю притчу, несомненно подлинную. Если бы выдуманные слова постепенно вытеснили наш привычный словарь, я, незаметно для себя, стал бы читать на выдуманном языке – и сам превратился бы в другого человека в другом мире...


2. Вопрос теософский. Что для вас бог и придерживаетесь ли вы некой конфессии.

Вот здесь сложно и очень лично. Если приоткрывать ракушку личного, начну с того, что я достаточно хорошо знакома с мировыми религиями в силу профессии. Да и вообще философия наше всё (со времён аспирантуры — один из любимых предметов). Поэтому вопросы метафизики и тема веры мне очень близки, как и многим потомкам кроманьонцев) Можно долго вдаваться, потому что в ряде течений есть моменты, которые отражают суть моё видение, но не думаю, что от меня ожидаются столь тонкие подробности. А что касается внешней стороны, о которой я могу сказать просто, то в 19 лет сделала осознанный выбор и стала православной. Причём на момент своего крещения ещё не знала, что мой пра-пра- (9 колено, короч) был архиереем в Костромской губернии. Как-то так)

3. Вопрос озорной. Чья спгс в комментариях вас более всего задела?

Задели, конечно, самые крутые мысли. К упомянутым Доре и Сергею доплюсую и НеНогу, и Junto за мысль об универсальном конструкте
Цитата(Junto)
До того образно, что подставлять вместо этой ракушки можно много чего, если не что угодно. Универсальный такой конструкт.


Вообще благодарна за многие высказанные мысли. Даже про наказание. Рада, что кого-то задевало, что герой не наказан. Но здесь, опять же, вопрос веры, спасибо Реччка за то, что засветили этот момент в эстафете. Ради чего я и поселила героя в фантастический мир (без каких-либо отсылок и азиатских, например, ориентиров). Потому что вредно(!) привязываться к собственным стереотипам, в том числе о божественном начале. У христиан да, бог наказывает за твои поступки; у джайнистов — тебе мошка в глаз залетела — всё, ты убийца; у шумеров — иная мораль, живи, радуйся, после смерти тебя ждёт жареный гусь — и это не ты. У каждого своя шкала, своя мораль.
про мораль
И почему вы ставите свою мораль выше Апш'Кхара? Герой не покаялся? Пф. Легко Вашему Богу прощать покаявшегося человека. А вот слабо простить того, кто не?
Это так, упражнение. Софизм.


И да, наказывать героя не хотела именно потому, что природа бога так и не прояснилась ни для героя, ни для нас (хоть рост бога вполне согласуется с законами этого мира). Они (бог и герой) разновеликие сущности. Что есть хорошо для человека, то совершенно индифферентно для бога. И если всё же поставить бога и героя на одну ступень, то в судьбе Тхве я рассматривала бога как некое испытание привязанностью, тем, что человек ставит выше отношений с родными, близкими и вообще всего сущего в угоду каким-то личным неведомым и несбыточным открытиям/достижениям. Это, возможно, что-то сродни мужскому «долг превыше всего». Поэтому и не обозначала, какие знания обрёл герой и обрёл ли.

Зацепила также мысль про то, что я чего-то не договорила, не поделилась знаниями (т.е. не я, а бог не поделился с Тхве). Хорошо, готова снова приоткрыть ракушку)
Цитата
Вчера Тхве'Талгыс нашёл бога.
Тхве нашёл бога. Но нашёл вчера. Не сегодня, чтоб счастье здесь и сейчас. Не на завтрашний день, с верой в будущее. Но вчера. А значит, что-то уже упущено, не понято.
Мне важно было не разжевать и написать, вот такие-то и такие-то знания принёс на тарелочке бог человеку. Нет, знания как раз добываются не из букв.
Далее. Очевидно, мы ожидаем, что когда нечто растёт (знания, любовь, достаток) — это во благо. Бог растёт — и мы ждём откровений. Но у растущего бога иная природа (возможно, это зло? Опухоль?). Так всё же иная? Или такая же как у людей? которым всегда всего мало, даже если они понятия не имеют, зачем им вот это вот всё.
Ну и в конечном итоге люди всегда остаются людьми (и герой здесь не отличается своей уникальностью), что и показывает закольцованность финала — очередной мальчишка излавливает очередного бога (на самом деле — того же самого, просто без внимания к себе бог мал и незначителен). Такая вот зацикленная бесконечность.

А обрёл ли Тхве своего бога? Того ли, кого искал, или того, в ком истинно нуждался? Да обрёл, но не через ракушку, затмившую на какое-то время мир (не помог даже рехаб в виде ямы).
Да, обрёл. В том числе потому, что человек не заканчивается собой. У него есть продолжение в виде дитя. И у бога есть продолжение. В виде себя ли, или мальчишки (который ещё расскажет о нём(?), причастится(?)). Хоть и не кровный сын, но сын в общечеловеческом смысле, как продолжатель рода. Для того у него и нет имени, для того он и не был родным для Тхве. Не Улун и Тхве родили ребёнка, но ребёнок был рождён. И это данность. Христос от мира людей. Почти непорочное, но порочное зачатие. Принесет ли Человеческий христос людям Бога или откажется от него во имя людей же? Вопросики. А если без вопросиков… то шило в мешке не эт самое.

В общем, спасибо всем за Ваше прочтение. И с наступающим! :coffe:

Автор: Реччка - 30.12.2023, 21:47
Shantel
Спасибо за исчерпывающие ответы!

Автор: Pishu - 30.12.2023, 21:55
Shantel
За одну ночь!!!! Поднимите Сову из обморока! Восхищаюсь!

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)