Этот рассказ сильно впечатлил меня при первом прочтении. Он сразу затягивает. Он хорошо написан: героев и ситуации легко представлять. И всё же он показался мне достаточно странным, ведь по прочтении мне совершенно нечего было сказать, поэтому я решил взять паузу, чтобы потом перечитать. Итак, перечитал…
Наверное, первая трудность для меня здесь – внежанровость. Классический жанровый рассказ легко разложить на составляющие. В научной фантастике можно исследовать фантдоп и его влияние на происходящее, в фэнтези очень удобно смотреть на историю с позиции модели «путешествия героя». И так далее. Здесь же нет как такового «путешествия», а фантдоп подается как данность. Над ним, конечно, можно поразмышлять. Скажем, каковы пределы возможностей мальчика к «отматыванию назад»? Или, например, в какой-то момент я задумался, а мальчик ли Андрей? Или глубокий старик, «отматывающий» себя назад бесчисленное количество раз? Но ответов на эти вопросы всё равно нет. Что хочешь, читатель, то и думай.
Во-вторых, я и второй раз мало, что понял. Депрессивно-печальный рассказ с щедро разбросанными намёками и размытыми смыслами. Таким набором часто пользуются в т.н. Высокой Литературе, когда читателю предлагают самому сделать вообще все выводы. И читатель увлеченно копается в ассоциациях, выстраивая (или додумывая) глубочайший смысл, который якобы заложил автор. И в этом порыве СПГС можно придумать всё, что угодно. Если же не додумывать, то получается примерно следующее. Мальчик Андрей имеет дар «отматывать» предметы и живых существ назад во времени. То есть объект возвращается в некую прошлую временную точку и обретает все характеристики, которыми обладал в той точке. Соответственно, человек, подвергнувшийся воздействию, не только помолодеет, но также станет более здоровым, ведь болячки, которые с ним случатся позже, как бы ещё не произошли. Побочным действием такого воздействия служит, видимо, потеря куска памяти. Раз человек «вернулся» в исходное состояние, то не может помнить события, которые как бы не происходили. Именно для этого Андрей хочет «отмотать» кореша: не столько исцелить его, сколько «убрать» кусок памяти, чтобы товарищ «забыл» о военных действиях. Надо сказать, интригу автор закрутил знатную. Полрассказа я только и думал, что же это за дар такой у Андрея, и как он им пользуется. И кульминацией рассказа лично я считаю не момент с борьбой в травмпункте, а вот этот:
Цитата
Дима наконец понял, в чем греховность его замысла. Понял и ужаснулся.
Проблема в том, что я, читатель, ничего не понял и, соответственно, не ужаснулся. Здесь, в кульминации по идее читатель должен максимально прочувствовать то, что чувствует герой, а я только и подумал: «Какого хрена? Ну, ладно, читаем дальше». Честно говоря, дальше пошло скучнее. Сцена с пьяным мужиком в больнице почему-то не впечатлила. То ли диалоги слишком наигранные, то ли я просто устал ждать раскрытия смысла, которого всё не происходило. Апофеозом нелепости здесь становится самопожертвование Дмитрия, который, похоже, сам не понял, зачем он это сделал. Не понял и я.
Так в чём же греховность замысла Андрея? Почему «подправить память» корешу мальчик считал чем-то настолько дурным, что даже пошёл за советом к священнику? Людей ему не жалко, потому что все тупые и сами во всём виноваты. В чём же сомнения и грех? То, что психически нездоровый человек бродит в подпитии с ружьем по городу – это норм, а исправить эту ненормальность – грех? Непонятно. Опять нужно додумывать самим, да?
О ком этот рассказ? «Несвятые». Мужик с ружьём на святого явно не претендовал, о Наде известно слишком мало. Остаются Дмитрий и Андрей. Мне нравится, как раскрывается в рассказе Дмитрий. Автор умело играет с именами. В храме Дмитрий видит и ощущает себя как отец Димитрий, а в домашней обстановке и вообще везде, где он не батюшка, а обычный человек, он Дима. И именно Дима поддается искушению использовать мальчика, в то время как отец Димитрий думает больше о благочестии и правильности. В этот нет неестественности или недостоверности, персонаж хорошо показан именно таким: он живой человек, старающийся жить правильно, но периодически сомневающийся и позволяющий себе разные излишества.
В то же время Андрей мне непонятен. Он не проходит никакую «арку раскрытия персонажа». Каким был, таким и остался. Какая у него мотивация делать что-то или не делать? Почему, например, он отказался от обеда? Явно же голодный. Или ему проще «отмотать» себя в состояние, когда он был сыт? Более того, остается впечатление, что мальчик изначально уже знал всё, что будет, поскольку вдоволь наигрался со своими способностями. Он больше такая функция, чем персонаж. Поэтому я считаю, что это больше история Дмитрия. Значит, и называться рассказ должен не «Несвятые», а «Несвятой».
Сам фантдоп интересный, но не то, чтобы супероригинальный. В компьютерных играх персонажа «сохраняют» в определенной точке, чтобы в любом момент вернуться туда и начать всё заново. В игре Кингс Баунти у героя в книге заклинаний есть заклятие «Возврат времени» - во время сражения отряд можно вернуть в некую исходную точку, «обнулив» таким образов его потери. У Лукьяненко в произведениях была темпоральная граната – вещь с аналогичным воздействием на реальность.
Что в итоге? Интересный, очень хорошо написанный рассказ. Он затягивает почти сразу, он интригует. Хорошо выстроенные диалоги, за исключением сцены в больнице. Хорошо проработанный и раскрытый главный персонаж.
Чего не хватило? Общей цельности и расставленных акцентов. Автор словно стыдится сказать то, что хочет сказать, отдавая интерпретации на волю читателей. Мне такое не очень нравится. Может, зайдет любителям Высокой Литературы. Желаю автору когда-нибудь покорить какую-нибудь «Ясную Поляну».