Не хорошо это, автор. Зря вы так. Нашли в себе силы взять такую тему и не выдержать до конца...
Вот уж повезло мне наткнуться на такое произведение.
Я салютую вам за то, что у вас хватило духу выбрать такую тему для рассказа. Для фэнтезийного произведения, где читатель заранее настроен на легкие развлечения, такая звонкая пощечина эскапистам. Кажется, победитель прошлой "пятерки" поработал в схожем ключе, но я так и не прочел "Что-то не так с Маргарет", хотя наверное стоило бы.
До чего наверное занятно было бы посмотреть на лицо читателя, ждущего от этого текста сказку про королей и принцесс, а получающего художественный пересказ дневников Рудольфа Хесса. Сложно придумать более контрастные тона.
Сделано все неплохо. В некоторых сценах рассказ почти дословно воспроизводит сцены из "Списка Шиндлера", но это ничего. Т.к. сами те сцены воспроизводились по реальным воспоминаниям очевидцев.
Знаете, чем я действительно не доволен?
Ради эффектного сюжетного твиста вы пустили под нож достоверность психологии главного героя. А вы ведь так много сил в это вложили! Это же была осевая вещь в рассказе.
Если бы можно было выделить какое-то центральное качество таких "людей" как Хесс, то этим качеством бы было желание подчиняться и заслужить одобрение человека сверху. Возможно, вам покажется это качество странным, особенно глядя на то, что Хесс совершал. Парадоксально, но однако это именно так. В его дневниках можно обнаружить множество подобных упоминаний: что он просто выполняет приказы, какие муки он претерпевает ради блага страны и народа (без шуток, он писал это совершенно искренне - он ведь не думал, что его личный дневник когда-то станет объектом публикации).
Идейная близость садизма и мазохизма давно не является секретом для психологов. И Хесс совмещал в себе эти вещи. Жестокий садизм и жажда власти над заключенными и собачья преданность и жажда выслужиться перед фюрером.
Вашей концовкой вы фактически приравняли характеры условного Хесса и Гитлера. А это не так, это просто ошибка. Это разные психологии - психология исполнителя и вдохновителя, психология Фирца и стеклянного короля. Вся предшествующая мотивация героя после твиста вылетает в трубу. Перед кем выслуживался Фирц? Ради чьего одобрения он стал монстром?
Если бы Фирц и стеклянный король остались разделены, то вы снова бы подняли болезненную тему того, как такое может происходить в мире? Ладно стеклянный король (Гитлер) - наглухо упоротый садист-некрофил, условная паршивая овца - это как-то можно понять. Но глава семьи, отец детей и заботливый (до поры до времени) муж? Что толкает таких людей на чудовищные преступления?
Ваш же сюжетный финт отрезает всю социально-политическую составляющую психологии таких нелюдей и оставляет прозаичное объяснение - "они просто больные властолюбивые садисты". Отчасти оно действительно так, но это лишь половина правды. Таких как Хесс были тысячи. Комендант Освенцима был просто самым одиозным. Отмазкой, что мол все они просто были паршивыми овцами, реинкарнациями стеклянного короля - такое тут не прокатит.
Да и вообще, этот дешевый финт с Фирцем - это что-то из разряда дурацкого бессмертия Майкла Майерса или Фрэдди Крюгера. Типа, думали зло повержено? Ан нет, оно вечно - ждем следующую часть. Здесь это не нужно от слова совсем. Эта типично голливудская херня здесь гробит всю атмосферу надрывного ужаса.
Знаете, какая концовка была бы тут уместнее? Маленький здоровенький Мити, который посреди этого "бунта в Дахау" выходит из парадной двери замка Фирца и видит перед собой таких же как он сам маленьких сильфов. Костлявых, с раздутыми животами, еле дышащих от голода. С огромными невыразимыми глазами, которые видели смерть их родителей.
Взялись играть на серьезном поле? Играйте до конца, чтобы честно. Этих тупых сюжетных клише - "вот кто на самом деле злодей" - тут совершенно не должно быть. Как вы не почувствовали этого?
Итого. Рассказ сильный, но концовку непростительно запороли, а проблематику не довели до логического конца.
Автору для полного понимания темы курить - Ханну Арендт "Банальность зла", Клаудию Кунц "Совесть нацистов", автобиографические заметки Хесса, Филиппа Зимбардо "Эффект Люцифера" и много много много антидепрессантов, чтобы не впасть после прочтения всего этого в чернейшую депрессию.
За то, что не побоялись поработать в этой области - моё уважение.
Общее впечатление по Кейджеметру - респект, за исключением тупой и пошлой концовки.