Извиняюсь за несколько длинноватую задержку с ответом, был занят.
Раскрою все карты (конечно, я обычно такого не делаю, но сейчас - тот самый момент, когда рассказать что к чему мне очень хочется).
Главный дезориентир в этом рассказе для данного конкурса - это его, так сказать, внутренняя философия. Она не фэнтезийная (ну, или экспериментально-фэнтезийная), и если не понимать, откуда ноги растут - трудно оценить финал во всей красе (скажу честно - я очень горжусь финалом, позже станет понятно почему).
Несколько моментов, на которые стоит обратить внимание:
1. Имена персонажей.
Естественно, аналогия с индейцами Северной Америки. Собственно, идея рассказа появилась после прочтения этнографического материала с изречениями индейских вождей. Меня очаровало не только их отношение к миру, но и язык - коряво построенные фразы, в которых выражались мысли. Было в этом что-то дикое, и при этом чистое - я чувствовал, что люди старались высказаться максимально точно, пренебрегая логикой построения предложений, сосредоточиваясь только на идеях и мыслях.
Конечно, превращать рассказ в Гайавату я не стал (такие тексты уже существуют
), но несколько взъерошить его, придать шарм "ломаности" - это я сделал. Кто-то оценил, кто-то нет, но текст получился таким, как я хотел. С правками MIST'a я согласен, тавтология, и пр. присутствует, сказывается недостаточная вычитка, но, опять же, это легко поправить и сути текста не изменит.
Собственно, логика героев тождественна логике диких племен, плюс индейское восприятие событий, близкое к восточной философии (мир вещей, зачаточный дзен). Именно здесь кроется разгадка финала, но об этом чуть позже.
2. Инструкция.
Здесь заложена вторая идея. Вкратце объяснить ее можно так: что, если к некоторым вещам или объектам, которые мы не до конца понимаем (например, Стоунхедж) прилагалась бы инструкция (например, она была бы найдена археологами), и назначение привычных объектов на самом деле в корне расходилось бы с устоявшимся восприятием. С точки зрения формы тут все ясно - классический драматургический прием "перевертыш". Единственное, для верного понимания текста (да и вообще во всех подобных ситуациях) должен работать принцип бритвы Оккама (т.е. не придумывать ничего, кроме уже сказанного).
По Священному Листу всю ситуацию можно выстроить вполне прозрачно: а) Происходит "Инцидент" (единственный описанный постапокалиптический элемент - это Тень, логично предположить, она и есть следствие "Инцидента"). б) Проходит 75 лет, ситуация требует серьезных вмешательств (на что указывает подпись в конце документа - "Министерство устранения последствий"). в) В рамках проекта по устранению последствий создается огромное сооружение (его видно на большом расстоянии - месяц ходьбы), посредством которого должна произойти операция "Жертвоприношение" в виде распыления в пространство некоего спрея. г) Операция вызывает негативный отклик среди населения, создается оппозиционное движение.
Для большего раскрытия темы оставлены намеки: местность вокруг Дерева - гниющее болото, где нет ни одного съедобного корня,(проблемы с распылителями), вокруг Дерева подобие силового щита, не пропускающего ни одну форму жизни, кроме человека. Плюс - бойня на последнем этапе запуска. Есть еще намеки, но все перечислять - лень, это - основные.
Вывод - Дерево это что-то типа ковчега, и, одновременно, средство уничтожения всех органических форм жизни, в том числе и Тени. Такое вот радикальное средство борьбы.
Возникает вопрос - если активация комплекса уничтожает этот мир, то где же верное решение?
И тут - третья ключевая линия, оно же - путь к пониманию финала.
3. Тень.
Существует два оценочных восприятия Тени (Ересь/Точка пасторов). В общепринятом понимании Тень - это зло, которое должно быть искоренено Богами (главные артефакты в пользу этого мнения - Дерево и Священный Лист). С точки зрения Еретиков Тень - это нечто вроде нового Бога пост-апокалиптического мира (на этот довод работает бессмертие тех, кого Тень поглотила + вездесущность Тени - она может быть под любым камнем и т. д., то есть по-своему ее можно рассматривать как Абсолют). Бешеная Пуля находится посередине между этими точками зрения (есть размышления о "своем пути"), но когда-то был строго с Пасторами (здесь тоже есть намек - несоответствие спокойного созерцательного характера ГГ и его имени, напоминающем о былом мировоззрении). Поэтому, кстати, Сломанный палец и не был убит в религиозной ярости после того, как поделится своими сомнениями.
Путь главного героя - это следование воле (поступкам, вере, идеалам) своих предков, и это роднит его личную религию с восточной философией в некоем зачаточном состоянии (о чем я уже говорил, но напоминаю лишний раз). То есть выбор должен быть сделан, отказ от него - это предательство того, во что верил не только ты, но и те, кто был до тебя. Главный герой не может просто взять и уйти из комнаты запуска, он обязан подчеркнуть жизнью верность своего решения.
Выбор сделан, и за ним следует новый мир. Откуда же он берется? (хотя, конечно, последняя фраза рассказа неоднозначная: её можно воспринять как иронию, - но не мог я удержаться - нравятся мне парадоксы и многозначности, которые должны отсеиваться общей логикой текста
).
Собственно, гармонично вытекающее предположение по изменению сложившейся ситуации - это последний игрок - Тень.
Весь текст Тень проявляет себя в качестве пассивной стихийной субстанции, которая сама по себе вроде как неразумна. И только в конце мы видим, что у нее есть сознание, которое проявляется в желании остановить ГГ. То есть люди не воспринимались ею как угроза, а вот в конце - другое дело. Финальное решение Тени - не бросить нож с целью убить ГГ, а признание ГГ в качестве равноправного. Как и указал MIST - признание победы и, при этом, опять же, восточно-философское смиренное ожидание решения. Тень ведет себя как Дух Природы.
Итак, ГГ делает свой выбор: он не возвращается, но уничтожение также не запущено. С точки зрения Тени это выглядит осознанным решением победителя. Тотальное уничтожение человеков после такого поступка не последует - Тень могла убить ГГ, кинув нож в него, а не предложив его в качестве признания победы. Значит, будет новый мир, в котором Тень и люди смогут жить вместе. Вот такой необычный финал в финале, и, честно скажу, мне очень нравится то, как все получилось.
Ну и главная интрига - что же такое Тень. Мой ответ может, конечно, послужить пищей для негативных мнений, но скажу как задумывалось: природа Тени в этом разностороннем замесе не имеет решающего значения. Т.е. она может иметь инопланетное происхождение, она может быть следствием неудачного эксперимента, ну, или, если так интереснее, она может быть прорывом магической материи в нашу реальность (о как
). Конечно, если будут заявки, можно написать приквел к этой истории, в котором природа Тени будет придумана ох как на совесть
.
Вот, собственно, и всё, благодарю за внимание и извиняюсь за излишнюю страсть к многослойным текстам.