Морской моряк
Архимаг Сообщений: 694 профиль
Репутация: 171
|
Пф! Видел бы этот Клэртон конкурс в аспирантуру у нас на кафедре три года назад... Я уж молчу про то, чтоб стать работником месяца в Макдоналдс. Вот где ад, вот где ни к кому нельзя поворачиваться спиной!..
Добавлено: Ёк-макарёк, рецензия с рассказ получилась О_о TL;DR для ниасиливших в последнем абзаце.
Ну что, друзья мои, еще одна "Смерть"? "Будни" мы с вами кое-как, давясь и горько плача, запили формалином, "Три случая" торжественно кремировали и запаяли в свинцовую капсулу, теперь нам предлагают смерть Морельскую. Раз предлагают, надо пробовать. Поначалу ничто не предвещало беды. Приличные, казалось бы, люди и тролли рассказ хвалят. Техника поначалу приятно удивляет тем, что, гм, не омерзительна. Правда, первые две строчки сами по себе тянут на расстрельную статью, ибо у кого только я не читал самых разномастных историй с претензией на стиль, а начинались они с совершенно аналогичных строк, настолько избитых, что оный стиль умирает, не родившись. Откройте любой "томик Альфа-книги" (радостно машем Лиандре), с изрядной вероятностью (особенно если это суровое мужское фэнтези с налетом как бы мрачности и как бы жесткости) он будет начинаться перебросом поразительно похожими фразами. Похожими фразами сыплют наблюдающие/манипулирующие герои в пафосных кинах, ими сорят Молодые Талантливые Авторы, еще не выросшие из "мой гг крутой и стильный топ-выпускник киллерского техникума" (какое совпадение!). Ну да о киллерских техникумах, столь милых сердцу каждого второго Молодого и Талантливого, мы еще поговорим. Сперва поговорим о более прозаических учебных заведениях, о школе, например. По этой части пациент, конечно, далеко не "Наследник" и даже не "Отсрочка", и все же многочисленные орфографические, речевые и пунктуационные (пляшущие запятые, детка! они повсюду!) ошибки сопровождают и преследуют нас всю дорогу под аккомпанемент разномастных ляпов. О них было сказано уже достаточно, в самые больные места беднягу автора по большей части уже попинали мои дорогие кровожадные коллеги, так зачем я завел о них речь? Ясно же, что не в ошибках основной недостаток рассказа. А дело тут вот в чем. Не знаю как вас, друзья-товарищи, а меня привело в некоторое замешательство вот что: в рассказе удивительным образом сочетаются признаки чего-то добротного и просто изумительные в своей смехотворной неуклюжести, неуместности и алитературности моменты, буквально кричащие: "Мэйд бай МТА!". Местами этот контраст настолько силен, что, в сочетании с откровенно вторичными сюжетом и сеттингом (нужно уточнить, что под вторичностью я понимаю не отсутствие оригинальности как таковой, ибо под луной ничто не ново и все на свете придумано до нас, но явное и неумелое подражание и копирование), наводит меня на невеселую мысль: вероятнее всего, достоинствами своими (среди коих некоторые, но только некоторые, моменты раскрытия сеттинга и окружающего мира, образ Финка и некоторые - опять же, только некоторые! - вполне естественные реплики и моменты характеров персонажей) пациент обязан кому-то, у кого оные подсмотрены и без стеснения выдраны с мясом и помещены в новую недружественную среду. Недостатки же - на совести самого автора и его способности к интерпретации. Поговорим о некоторых из них. Логика. С ней у автора "все сложно", как вконтакте. Помнится, Златоуст призывал нас покаяться и отвергнуть оную вовсе, но мне все-таки кажется, что автор не заслуживает сравнения с нашим почившим другом, а рассказ его намного достойнее канувшего в Лету креатива мусье Дитрума. Но многие симптомы "топика, свободного от логики". Особенно ярко они представлены в поведении персонажей и в образе Гильдии, коему отводится в сюжете одно из центральных мест. Функция сией могущественной, влиятельной, без меры расточительной в средствах и, насколько можно судить из рассказа, совершенно бессмысленной организации по тексту в следующем: а) в "олицетворении" троечной псевдофилософии, о которой можно со вкусом потрындеть в финале, ибо канон обязывает б) в использовании своих лучших сотрудников феерически иррациональным образом. Судите сами: сперва они очень долго, многопрофильно тренируют своих будущих агентов, частенько с детства выращивают из них уберзольдатен. Затем в Высшем Совете (выполняющем, как я понимаю, административную функцию) внезапно освобождается место, и лучшие специалисты из всех отделов табуном бегут соревноваться. Соревнование просеивает желающих, и самый-самый супер-мега-крутой-по-всем-статьям-чувак на три года выпадает из профессиональной деятельности и занимается лишь тем, что ревностно оберегает свой афедрон. Уже наклевывается вопрос, а нафига, господа присяжные, ему эти навыки в Высшем Совете? Неужели там так страшно?.. Но это еще не все. Чтобы жизнь медом не казалась, шесть close second агентов на эти три года (точнее, каждый из них на год, как я понимаю) тоже не при делах, они заняты тем, что гоняют нашего молодца с возможностью летального исхода в обе стороны. То есть работают по специальности у нас только те, которые так себе, а лучшие занимаются какой-то сомнительной ерундой, в ходе которой часть их идет в расход, а победитель становится администратором и, по всей видимости, тоже из оперативной деятельности выбывает. Кадровая политика что надо. Ну и самая мякотка. Нам нигде прямым текстом не сообщают, чем именно занимаются Дарящие Смерть кроме того, что они таки убивают людей. По какому принципу убивают (на заказ ли, иначе откуда у них такие бабки, или по велению Ткацкого Станка Судьбы Из Одного Трешовейшего Кина и т.д.) , нам не говорят, только посыпают мозг какой-то выспренней лабудой. Но, как бы там ни было, они убивают людей. И для этой нехитрой цели - вся вышеупомянутая система, оперативное, ментальное, техническое, аналитическое крылья, дорогостоящие гаджеты и примочки, многопрофильная подготовка... А все для чего? Чтобы убивать людей. Экономически (и логически) это примерно то же, что забивать гвозди электронным сканирующим микроскопом. Если им кто-то за это еще и платит, то он, как говорила Кэрол Абзац, "слишком много кушать". Если нет, то они, как говорили самые разные люди, слишком много курить. Что в рассказе было помимо этого в высшей степени сомнительного лейтмотива? Любовная линия. Тема отношений с Валери не раскрыта совершенно, что, впрочем, неудивительно, учитывая специфику поджанра (для краткости назовем ее "Джона Хекс", хотя оный Дж. Х. запомнился как раз своей вторичностью и штампованностью) и то, что автор, даю на отсечение примерно половину своих глаз, молодой мужчина без разнообразного и разнопланового литературного опыта. Таким патологически не удаются подобные линии. Открывающая рассказ сцена навевает желание расплакаться. Совсем как бедный Клэр (то ли умиления при виде полуодетой девушки, то ли от боязни облажаться при виде подвязки). Неуклюжие авторские описания губят всю нежность красок. "Томные плечи" и то, что с ними происходит - это слишком даже для меня, питающего изрядную слабость к этой части женского тела. Персонажи. О логике уже было сказано, в остальном же - шаблоны (улыбаемся и машем "Монарху & провидцу"), суровые машины для убийства, рассуждающие и поступающие, как, во-первых, сущие дилетанты (еще бы, учат всякой хрени), во-вторых, зачастую, как подростки и в третьих - как герои your average МТА. Партия Сарта номинируется мною на "Оперетточный злодей года", однозначно. Какую-то живость проявили только Финк и Гарни. Советник и магистр в финале, напротив, абсолютно деревянны, а на их тексте негде ставить пробу. Валери просто никакая, женские образы авторам сего архетипа просто не удаются, и все тут. Впрочем, в таких сюжетах и таком исполнении они - декорации. Ах да, сюжет. Паззл для самых маленьких "Собери интригу". Детям от трех лет. Интрига, как результат, высосана из пальца и не прозрачна как день лишь потому, что замутнена авторским способом изложения. Основная ее часть вообще надумана, хотя в нашей Гильдии и так явно любят выдумывать себе трудности. Сколько есть прекрасных сюжетов, играющих на том же приеме, от Шекспира начиная, и надо ж было слепить такую неприглядную басенку. Флэшбэк "Враги сожгли родную хату" уже не может вызывать даже отвращения, Thousand Eyes disapproves -40. Финал, как и во всяком уважающем себя "томике Альфа-книги" пророчит продолжение, которого я, искренне надеюсь, никогда не увижу. Впрочем, это все-таки не "Спасти Элизабет", где на последних строках хочется завопить "Нинада, нинада, нинада!!!".
Итог: Если автор молод, я чувствую в нем хороший потенциал. Главное - побольше своего, поменьше Дж. Х. и иже с ним, и начнет получаться. Полюбите Валери, почувствуйте себя Сартом, и все должно получиться. Ваш креатив не так уныл, как большая часть его конкурентов, но, как справедливо отметила Лиандра (если бы и она взялась хвалить пациента, я бы вновь уверовал в параллельные вселенные), это не "Заблудший" и даже не "Ответы". Не обижайтесь на вышесказанное, это я исключительно ради Вашего блага: весьма авторитетные с виду критики рассказ нахваливали, и это могло создать ложное впечатление, что он хорош и ничего менять не надо. Надо. Надеюсь, я достаточно исчерпывающе это обосновал.
|