Я тоже имею сказать несколько слов, прежде всего, людЯм, безжалостно изобличившим в данном произведении все, что только можно было изобличить. Особенно тем, кто уверенно определил возрастную категорию как автора, так и целевой аудитории, рассматриваемого произведения.
Я не навязываю своего мнения, но неконструктивная критика из уст человека, считающего себя старше и, следовательно, мудрее — это неправильно. Например, вместо абстрактного утверждения о наличии в тексте «штампов» можно было бы привести конкретный пример и его альтернативную форму, которая «штампом» бы не являлась. Далее, вместо абстрактного утверждения о том, что сюжет может быть таким, а может быть и другим стоило бы привести конкретный «такой» сюжет и «такое» его воплощение, какое, по Вашему мнению, делает рассматриваемый сюжет «вечным».
Что-то похожее на конструктивную критику проскальзывает в сообщении
Higf'а, где он говорит о «драматической перипетии» и о том, что Александр Митта называет преодолением «барьера».
АХТУНГ!!! Дальше многа букав! Прочтение нижеизложенного может навсегда перевернуть ваше представление о мире и даже вызвать когнитивный диссонанс!
АЛСО: Вас предупреждали!
Автору «Черного луча» я советую обратить внимание на то, что художественное произведение — это, прежде всего, система. Проще всего под системой понимать множество элементов, соединенных друг с другом связями так, что свойства получившейся структуры не могут быть сведены к сумме свойств ее составляющих. Таким образом, говоря о системе, неважно какого рода, мы должны помнить об элементах, связях и структуре, делающей нашу систему именно тем, чем она, в соответствии с нашим замыслом, должна являться. Как правило, мы строим систему тогда, когда хотим решить определенную задачу. Это следует помнить. Когда мы имеем дело с физикой, математикой или любой другой наукой, нам приходится строить систему, которая называется теорией. Когда мы имеем дело с музыкой, литературой или любым другим видом искусства, нам приходится строить систему, которая называется художественным произведением или, в узком смысле, художественным образом. О многообразии религиозных систем все мы также имеем некоторое представление.
Я говорю об этом так подробно потому, что понятие системы позволяет формализовать объекты, с которыми мы имеем дело и, таким образом, помогает организовать нашу деятельность наиболее эффективным образом безотносительно того, чем конкретно мы занимаемся. Иными словами, создание художественного произведения, как и любой другой системы, решающей поставленную создателем задачу, вопреки распространенному мнению, является больше технической, формальной если хотите, нежели творческой работой.
Теперь о том, какой, по моему мнению, должна быть система, которую мы называем рассказом. Из каких элементов должен состоять рассказ? Как связать эти элементы между собой? Какова должна быть структура повествования?
Почти очевидно, что элементом эпического или драматического произведения (рассказ — это эпическое произведение, но сходство с драматическим очень велико) должно быть «событие».
Цитата(Александр Митта)
Событие — это такая часть истории, в которой происходит реально ощутимое изменение жизненной ситуации.
Иными словами, это то самое о чем говорил
Higf. Событие должно раскрыть конфликт, а герой должен сделать важный для себя выбор (преодолеть барьер). После события мы должны узнать о характере героя больше, чем знали до того. Здесь стоит сказать о том, что отвлеченное описание какого-либо явления, вообще говоря, не является событием, и потому мы не будем рассматривать его как элемент структуры.
Дальше рассмотрим связи, которыми соединены элементы-события. Почти очевидно, что связи между событиями — это причинно-следственные отношения. Мы всегда должны знать чем вызвано то или иное событие и к каким последствиям может привести решение героя. Здесь мы можем говорить о сопереживании и о саспенсе. Связи между событиями порождают сюжет.
В своей книге «Кино между адом и раем» Митта приводит и затем красочно иллюстрирует следующую структуру драматического произведения:
1. Экспозиция и вспышка интереса (побуждающее происшествие).
2. Прогрессия усложнений.
3. Обязательная сцена.
4. Кризис.
5. Кульминация и финал.
Можно посоветовать автору «Черного луча» разобрать свой рассказ в соответствии с приведенной схемой. Определить задачу, которую решает произведение. Далее определить события, связи и структуру, которая поможет решить задачу. Иными словами, может ли Ваше произведение создать в сознании читателя художественный образ, отражающий Ваше личное отношение к рассматриваемой проблеме? Затем можно посмотреть будет ли система-рассказ обладать такими свойствами, прежде всего, способностью вызывать эмоции, которые не могут быть сведены к сумме свойств ее элементов. Этот этап позволит отделить лишние элементы. В последнюю очередь (не по значению, а лишь по времени) следует уделить стилю. Не пытайтесь описать все красиво — это неправильный подход! Сделайте так, чтобы читатель мог сказать: «Да! Так оно и бывает, я сам через это прошел!»