Странник
Лорд Хаоса Сообщений: 3053 профиль
Репутация: 998
|
Я прочитал рассказ. Чем-то он напомнил мне "Спрятанную сказку" - стиль лёгкий и простой, сюжет милый и трогательный, сшитый из таких же милых и трогательных сценок. Душевные герои, уют, смешной волшебный питомец, чай с печеньками, и т.д., и т.п. Но есть и принципиальная разница.
В "Спрятанной сказке" всем известная идея дома с привидениями была воплощена в очень оригинальном ключе. Дом действительно жил своей жизнью, каждый его обитатель обладал ярким, запоминающимся характером, в истории была собственная мифология - как и полагается в настоящей сказке. Не очень круто, конечно, начинать отзыв на один рассказ сравнением с другим, но, действительно, у каждого жанра свои законы, потому объективней рассматривать одну сказку на примере другой, близкой по духу.
На мой взгляд, очень во многом искренность и волшебство таких ламповых историй зависит не от печенек с чаем, не от доброй и мудрой морали, не от забавных зарисовок и уж тем более не от падений на пыльные занавеси. А от фантазии сказочника, от его готовности попытаться создать что-то, чего никто не создавал прежде, смелости поделиться этим. В "Спрятанной сказке", как и в "Искусстве кройки", было знакомое в чём-то начало и добрый финал, разрешающий все проблемы. Но в "Сказке" путь от завязки к этому финалу был уникальным, живым приключением.
Что же получается здесь? В основе часто встречающаяся идея волшебного магазинчика - пусть, почему нет. Мы сразу же понимаем, что, скорей всего, Саша станет новой его хозяйкой - опять же, не вижу в этом ничего плохого, это ведь сказка, сказки во многом построены на архетипах(даже в этом раунде есть точно такая же история, с мудрым хозяином своеобразного ателье и героиней, в итоге становящейся новым мастером). Но именно волшебства в этой истории мне почувствовать не удалось. Ведь вместо оригинальных персонажей и магических преображений рассказ встречает нас попыткой опереться на известные образы, по сути усилить собственную работу за счёт эффекта узнавания. Это приём, на мой взгляд, не очень честный. Но допустимый - в том случае, если бы, приписав своему Закройщику влияние на всю мировую историю, фольклор и литературу разом, автор показал бы и собственные, оригинальные образы, влияние на их судьбы, важность работы ателье. Но ничего подобного не происходит, и потому финальное решение Саши не выглядит чем-то важным. То есть да, Цезарь говорит, что если она откажется, "мирозданию финита", но в чём это выражается? Костюмы по факту не влияют вообще ни на что. Да, можно сказать, что многое остаётся за кадром, всего в рассказе не напишешь, есть особая прелесть в том, что мы видим именно будни ателье, но не последствия. Это верно. Но ведь своё платье получает и Саша - отличный способ показать результаты работы и заодно хоть немного оживить героиню, очень уж стандартную "обычную девушку"(достаточно, опять же, вспомнить Вероничку из "Спрятанной сказки", чтобы увидеть, какой может быть сказочная героиня запоминающейся и живой - причём без всяких внутренних конфликтов, просто за счёт личного обаяния).
Так вот. По приведённым примерам(Жанна, Елена и т.д.) мы видим, что Закройщик берётся за работу и выполняет требования клиента, даже если последствия приведут к катастрофе - личной ли, исторической ли - судьба есть судьба. Платье же Саши вообще никак не влияет ни на выбранный ею путь, ни на неё саму. Нет ни внутреннего преображения героини под влиянием полученного опыта, ни хотя бы магического, под влиянием фантдопа. К финалу такого плана главный герой, юный и наивный в начале, должен прийти через испытания, через понимание, вероятно, через отказ от личного счастья. Если бы в финале Саша почувствовала волшебную силу платья, но, осознав, что помогать людям важнее, чем танцевать на балу, решила бы остаться - в истории было бы больше смысла. Но она делает выбор не только от порядочности, не только потому, что "надо". Ещё не шагнув за порог, она отказалась от прошлой жизни. Мечты, которые она себе вообразила, тоже рассыпались в пыль. Так что, в общем-то, остаться в ателье - не выбор, а самый удобный вариант, наиболее оптимальный. Да, такой финал тоже имеет право быть, но это прагматичный финал, причём основанный на случайности. Хорошо ли это для сказки?.. Даже не знаю.
Вообще, если вдуматься, лично мне впечатление подпортили два элемента. Первое - изначальный замах на Наполеонов и Джульетт. Обаяние рассказа - в его камерности и простоте, и на фоне заявленного влияния на устои мирозданья это обаяние для меня померкло. Одно дело, если бы милая девушка, совершившая ошибку, посвятила себя помощи простым людям из разных времён, как и она, случайно заглянувшим в ателье и, возможно, даже не понимающим его сути. Такая тайная, бескорыстная магия, в чём-то случайная, уравновесила бы и случайность развязки И совсем другое, когда героиня, абсолютно статичная в течение рассказа, по чистому совпадению получает огромную власть над историей, над прошлым, настоящим и будущим. Ну, просто, зачем эта глобальность нужна рассказу - кроме заигрываний с читателем при помощи вороха известных имён? По-моему, только хуже от этого.
Второе - в гораздо меньшей степени - это любовная линия. То есть, сама по себе она наивна, трогательна и драматична. Предсказуема - но само по себе это неплохо. Но сам тон этой части так резко меняется от сказки к мелодраме, что вся история начинает крениться к любовному фэнтези, с которого спрос уже всё-таки другой. И дело тут не в романтике как таковой. Просто, на мой взгляд, для сказки важны другие акценты, важен определённый уровень чистоты, главенство эмоций. Хороший пример именно сказочной подачи таких тем - "Девять братьев". Несмотря на излишнюю натуралистичность многих моментов, некоторую мрачность, сомнительную для меня мораль, именно раскрытие чувств персонажей там остаётся в сфере сказки, или же мифа. Здесь же вся линия с Алексом напоминает начало какого-то романа о попаданке - к счастью, не состоявшейся.
Опять же, продолжая тему "Девяти братьев", история там сходу завязана на эмоциях, история начинается похищением половины сердца - и так или иначе эта завязка влияет на всех активных героев рассказа, изменяет каждого из них. Здесь же завязка в том, что героиня приходит в волшебное ателье - но это ни на кого не влияет. Влияет её влюблённость, влияет самоотверженность Закройщика - но не то, вокруг чего построен рассказ. В итоге впечатление получается очень разрозненное - нравится задумка, нравятся некоторые образы и стилистические детали, нравится сама атмосфера этого ателье. Но не сама история в целом, и не её герои. Но автору в любом случае спасибо за рассказ - читается он приятно и разбирать его интересно))
|