Патронташ-ш-ш-ш-ш
Неофит Сообщений: 43 профиль
Репутация: 24
|
"где же отзывы. нужно разбавить сонное царство как-то" ©Somesin aka Nomihin "Будут-будут. Я сегодня точно решил" © я aka тоже я. Вот так и вляпался.
Начну с этого рассказа. Что тут поделаешь, ну люблю я творчество Аберкромби не меньше, чем автор Часа грешника. ЛПХ, глава "Вот это веселье" и вотэтовсё. Ну и ещё - этот рассказ, к сожалению, самый начписовский из тройки. А такое требует (наверное) особого внимания, потому что автору нужно эволюционировать, выкидывать штампы, лепить из наивных детских словечек - СЛОГ и обрастать суровой пнзермаховской щетиной.
Но таки по-порядку. Я тут позаимствовал у Одина Одина пару-тройку цифер и разбил замечания на рандомные пункты. У меня украли все красивые пособия от Ю. Никитина, Фрея, Норы нашей Галь, Макки, Спилберга, Кэмпбелла, Олдей, благодатного Молчанова и Олега Резновского. Поэтому будут исключительно мои плебейские заметки.
1. Таки сюжет. И по его оборванности и пустоте уже армейскими сапогами прошли всякие уважаемые товарищи, но всё же стоит допинать этот синенький трупик. Просто 20к - это не шибко много знаков, и я не топлю за правило "автор черти план рассказа!", но неплохо бы ориентироваться в развитии событий, понимать как/для чего/после чего\почему это всё работает. А тут автор не рассчитал, не запланировал и не продумал - по итогу композиция разъехалась по швам. Огромная прологовая часть, потом экспозиция (про неё отдельно), потом два абзаца действия и всё. Читателя вроде как подготовили к сюжету, вроде как пообещали ему приключение, авантюру, кое-как подвязали мотивацию персонажей и... "продолжение следует". Это придётся новый дуэль ждать или как? Вот в "Вот это веселье" у одного британского автора на британскую букву "A" - было понимание структурности: [/I]1)подготовка к действию 2)само действие 3)доп. конфликт, когда всё идёт не так. А здесь только первый пункт. И оно не стреляет сюжетно, оно подготовка к рассказу, а не рассказ. Как бороться? забить и уйти в фанфикшен планировать же! Не все авторы могут сходу выдавать историю. Остановись! продумай что за чем, полистай картинки с чертежом сюжетной композиции, а затем попробуй рассчитать - укладывается ли оно по знакам. Если нет- режь, пока не будет гармонично - режь. Сейчас - это рахит с ОГРОМНЕЙШЕЙ головой и кааааарликовыми ножками, но его можно вылечить. Или хотя бы спасти его будущих братьев и сестёр.
2. С-Л-О-Г же! Он. Динамичный? Приключенческий? И такой весь. Лёгкий-читабельный? Ну... он правда проще, чем у Сказки про ночь, но сравнивать их всё же нельзя. Там автор выработал свой слог. Хороший он или плохой - уже другой вопрос, но он взрослый. А здесь слог только формируется (и, да, автор может писать не один год, а слог останется детским - это не показатель). Так вот, обтачивать углы, избавляться от громоздкости, фальши и лишних оборотов, Плюс принимать некоторые негласные правила игры, которые читатель не сможет объяснить автору, но мысленно точно поблагодарит. Ну, например, "третье ограниченное лицо". У тебя, автор, действия ведутся от лица персонажа, от лица персонажа ведутся действия. С этим разобрались, идём дальше. Персонаж воспринимает именно себя, это не автор рассказывает (отсюда и переключение ПОВа, и мысли в кавычках и вся эта призма восприятия). И вот тут тот же Аберкромби (на английском или в хорошем переводе т.к. официальное издание губит эту фишку) начинает писать от третьего ограниченного. Его персонажи не называют себя магами, девушками и ящерами. Просто потому что: 1. Персонаж не воспринимает себя так. Дворник Феларентий в голове не называет себя дворником. 2. Читатель путается от такого обилия синонимов. И есть исключения, конечно, и нет правила "пишите вот так!", разумеется. Но всё же такие приёмы придумывали не дураки. Если автор может писать с синонимами - отлично, но в данном случае выходит неразбериха и сумбур, а значит хорошо бы попробовать как-то исправить. Само словосложение тоже очень наивное. Такие штришки, которые выдают дрожащие руки автора. Ну, давайте пример. Сперва отрывок из [I]взрослого текста. Кусочек рассказа одного человека-и-парохода, победившего на другом (некогда славном) конкурсе: "Хуже всего были руки.
Грубые, как черствый хлеб, они напоминали лавовое поле - Фридрих так сказал, мы ему верили, школьный учитель Фридрих знал все на свете. Лавовые поля – запекшаяся кровь земли, магматическая корка.
Наши руки, дубленые солидолом, порохом и сажей, по локоть убитые чужой russisсh землей, с узкими глубокими порезами алой плоти. Кажется, русские называли это cipki. Или как-то так. Кровавые расщелины.
Изнасилованная эта земля тоже была покрыта сотней cipki - траншеи и окопы, воронки и выбоины.
Гордый прежде город еще летом стоял из последних сил, к октябрю рухнул, сломался и гнил теперь вокруг нас, мертвый исполин с нержавеющим именем советского fuhrer.
«Что же творится у меня во рту?» - подумал я, но мысль ушла, не успела закрутить разум, он разучился удерживать больше одной мысли за раз.
В траншею втащили раненого ivan. Мы облепили его, жадные трупные мухи, трогали, суетились, пока Стефан не прикрикнул.
Уложили ivan на спину, левой рукой он закрывал дыру в груди. Меж пальцев пузырилось. Мы переглянулись в ужасе. "
теперь понизим планку. Пусть будет более простой, но тоже уверенно написанный рассказ с прошлого Пролёта "В погоне" (потому что я другие целиком не читал, а этот явно не ребёнком написан).
"Последние дни мне снится даже наяву: я сижу на большом плоском камне, который зовется Лодкой Игиль-Та. Поодаль бегает Сойхон, кричит и охотится с тонкой палкой на кого-то невидимого. Знать, будет мне достойной сменой. Меора разделывает зайца у ручья за нашим саенганом – жилищем из жердей и шкур. Улыбается.
Я тоже улыбаюсь, чувствую её. Крепкую, длинноволосую, полную любви ко мне, Сойхону и зайцу.
Солнце тёплым пальцем уткнулось в щёку. Мошка ползает в бороде. В вышине кружит канюк, ждёт, когда заячья требуха станет его добычей.
Я здесь и не здесь.
Я бреду в мире духов и сижу на камне. Лодка Игиль-Та несёт меня через извивы чужих земель, полные зыбких фигур и тусклых красок. Я охраняю людей от духов и выступаю посредником среди многих и многих экха. Я охочусь на тех, кто преступает древние уговоры. Я – Каенгиль, сын Атумхона."
А теперь наш случай:
"Тисса стояла, облокотившись о бортик, и нервно накручивала на палец каштановую прядь. Её красивое загорелое лицо выражало обеспокоенность. Не отрываясь, девушка следила за происходящим на ринге.
Кругом галдела взбудораженная толпа. Воздух на старом складе состоял из перегара, табачного дыма и яростных выкриков. Здесь правили азарт, жажда лёгких денег и любовь к насилию, хотя некоторые называли это спортом. В центре ринга выплясывали две фигуры: здоровенный мускулистый орк и хрупкая бледная девушка. На вторую мало кто ставил, так что Тисса рассчитывала на солидный куш.
Орк бил яростно, наотмашь, тесня соперницу, но та ловко уходила от каждого выпада. При очередном замахе девушка нырнула верзиле под руку и сбила того с ног подсечкой. Тотчас вскочив на ноги, орк принял оборонительную стойку. Однако девушка нападать не спешила, мягким шагом кружа вокруг цели."
Попробуй проанализировать, автор. По деталям, потому что именно из них и состоит текст. Посмотри как гладко идёт повествование в примерах. Там нет оборотов типа: "Её красивое загорелое лицо выражало обеспокоенность", " Воздух на старом складе состоял из", "В центре ринга выплясывали две фигуры", "нырнула верзиле под руку ", "принял оборонительную стойку". Это кривые обороты, они как костыли. Автор не может передать мысли тревоги - и тогда он пишет "на её лице была обеспокоенность". А как она сама у себя на лице это разглядела, если её глазами повествование? Как это звучит вообще? Как влияет на ритм? Не волнует. И из таких "оборонительных позиций" и "печальных моржей" состоит весь текст, причём там нет образов. И самое главное - история вроде как динамичная, но эти ошибки мешают выстраивать ритм. Оно читается просто, но ты не скользишь по тексту, не проникаешься мелодией рассказа. В общем, это очень сложно - менять язык, вылезать за привычные рамки и т.д, но если автор таки хочет - вверху примеры правильного ритма, правильного составления предложений и т.д. Плюс есть ещё всякие аффторы в книгах, которых тоже можно читать и учиться на их текстах. Сейчас неуверенность палится с ПЕРВОЙ строки про обеспокоенный вид. Угадай мастерство музыканта по ноте, короче. 3. Йумар. Шира от души пнула его по нежным орочьим бубенцам. Вот сидел и думал: господи, зачем я вообще во всё это полез? Придумывал Сомсину всякие обидные прозвища и злые прилагательные подбирал за то, что затащил. Всплакнул разок. Ну, в общем, не надо так. Не надо пока что в юмор (если, как сказал Дансер, не хочешь быть Никитиным). Это ж охренеть какая сложная субстанция, да хорошо шутить могут ооочень немногие авторы, и когда сюда лезут без подготовки и скилла, то велик риск не просто пролететь, но опозориться. Типа: боксёр может проиграть бой в обычной стойке - и это будет нормально. Но он может ещё проиграть выёживаясь, опуская руки, танцуя - и тогда это будет лютый стыд. Аберкромби вот умеет, а тебе пока что рановато. И я не хочу обидеть, просто реально: ЭТО НЕ ПРОСТО, ЭТО НЕ НАДО БЕЗ УВЕРЕННОСТИ ДЕЛАТЬ,
4. Всякие там ходы начписовские. Ну, типа: когда гг очень неестественно мыслят, когда люди говорят, как саркастичные имбецилы с одним голосом на всех. Когда экшен это - она прыгнула и зарубила, а потом её оттеснили, ну и все побежали, бах-бах и телепорт (у меня просто нет сил огромный пункт про экшен писать и выцеплять примеры из "Героев"). Когда от стандартности ЛОРа хочется повеситься... в городской таверне... с обязательной дракой... и орками... Когда персонажи выдают... а нет, тут по-подробнее. Идут как-то Сигвурд Глаз Смерти и Ялаган-из-Ялагана по Мёртвым степям Ночи Ночей и говорят: - А мы точно идём в замок короля Три-Тристана? - Да. Но ты не напомнишь мне, что это за замок? - Конечно! Это замок нашего страшного врага. - Да, он похитил мою жену и хочет сварить. - Я помню. Мы сразились с ним в холмах Предков. - Да. Там мы бились на стороне короля Буцифала, а потом... а потом можно закрывать книгу, потому что это дико ленивый ход. Вот и ты, автор, не паришься с экспозицией. Пришёл дед и всё рассказал. Пришли герои и спросили: а теперь ещё про нас всё перескажи читателю. А он человек простой - взял и пересказал. Ленивее этого только давать биографию в самом начале. Ну серьёзно, что за халтура? Там прям здоровенный кусок текста в середине - наглый пересказ для читателя. Это не дело. Характеры могут раскрываться из диалогов, но это ж недо умно показывать, не вываливать всё на читателя, а подавать порциями, реалистично и со вкусом. Искать обходные пути (самый простой и заезженный - шрамы. Расскажи мне про свои шрамы, фэнтези герой, и я пойму кто ты. Но даже этот штамп не такой ленивый, как "а теперь расскажи про меня") И с планом тоже. Автор сам не уверен, что читатель поверит во все эти совпадения и пытается всюду вставить: ты же поняла, что нас собрали так-то, потому-то и вообще. Чтоб отмазаться. Это тоже очень палится, когда ты не уверен, что в твою историю поверят читатели. В общем, такие простейшие ходы - надо деконструировать, избегать и всякое такое, а то сразу видно, что писал начинающий.
Я мог что-то забыть или на что-то забить (ну, там про диалоги ещё можно много говорить), но вроде всё. В рассказе есть тема дуэли!!!
П.с. Тэхсе ан Фогейр, как тебя хватает на кучу отзывов? Я уже чувствую слабость в ногах и ветр в голове.
|