у-у-у, структура! Затянутая, как не в себя, экспозиция, флешбеки на 30к, снова начало, причём ровно в ту же точку. При этом история во флешбэках по сути укладывается в две строчки - про двух девочек. Крысы там лишь фон, и весь саспенс, который история как-то успела накопить, в общем, превращается в ничто.
Логика... ну, я мог бы сказать, что логика сказочная, с допущениями. На деле она местами просто отсутствует. Возьмём персонажей.
Тётка пыталась связаться письмами и не получалось, а уехать не могла? Ну ок. А почему соседа не послала, если настолько важно? Он ведь в курсе.
Мать героя не хотела его погружения в "это всё", но при этом оставляла его с тёткой на целые дни и ночи, никак не мешала общаться, пока ВНЕЗАПНО не решила уехать. А потом вместо того, чтобы взять наследство и продать через посредника - позволила сыну уехать за квартирой. Ну-у...
Кстати, где в кадре хоть раз воображение героя, за которое его хвалила одна и ругала другая? На самом деле две трети текста, кажется, он даже эмоций особо не проявляет. Глюк? Ай, пойду умоюсь и посплю. Другой мир? Пойду узнаю, почему тётка писем не слала. Ну как бы... да. К слову, если бы текст не уточнял возраст, я бы тоже счёл, что ему лет пятнадцать - с поправкой на то, что в пятнадцать они обычно более живые.
Флешбеков не хватает на то, чтобы раскрыть персонажей. Мать - даже не смешно. Тётка? Тамошний мир стараниями автора не имеет ни одной детальки, кроме крыс, так что значение двери тоже... так. Как и все эти "наследники" и прочее.
Герой? Так текст из флешбеков по большей части, прочее - скорее интерлюдии. У него даже девочки не было бы, если бы сама не подошла. Ну, как минимум, девочки не было до приезда, видимо :) Как и жизни в целом, потому что он о ней не думает. Так специально сделано, чтобы вроде как "мне тут места никак не найти я предназначен другому миру"? Но, автор, оно не работает так в условиях, когда никак не показано, что у героя этого самого места тут нет. Вылета из универа чота не очень достаточно, да ещё за кадром. Рассказывание тут играет дурную шутку, удаляя реальный мир ещё на уровень. Ну а проблема "сумасшедшая ли старуха" для читателя решён, в общем, сразу самой подачей материала, оставляя лишь "ради чего оно". А ради чего в итоге - нету. Ну вот она "следила за дверью", и это важно настолько, что прям ВАЖНО. Вот она умерла, за дверью никто не следит. И что? А ничего, герой живёт себе, телевизор смотрит. Это в смысле обесценивание всей её жизни получилось? В дополнение к отсутствию жизни у героя и отсутствию его матери? Как-то жестоко.
Макар, к слову... с ключами этими.
Цитата
да за тем, чтобы дверь ты держала закрытой.
отними у неё ключи, проще будет :) Простите...
И, это. Тётке дверь открывать было нельзя. Хотя крыски пролезали и так. А герою - получается, можно? А почему? В чём разница?
Ладно. Ни того мира нет, ни этого, значит, история про отношения человеческие. Тут рассказ давит на "за три года ни разу", да. Добавляет ещё расставания сестёр, жизни которых в кадре мы тоже не видели. Добавляет пару очень таких, сладких моментов из прошлого героя. И я не могу сказать, что оно не складывается в итоге. Складывается. Но в основном потому, что кирпичики подобраны уж очень простые. Да и домик в итоге получился несложный и без крыши. И то, что конфликт между сёстрами - флешбек, который никак не меняет ничего в настоящем - не помогает. У нас уже была эта стартовая точка, и она неизменна.
А вот развитие героя... развитие героя. Хм. Вроде бы он меняется, но... относительно чего? Вот он приехал, он сочувствует умершей в одиночестве (на самом деле просто без него) женщине. Виноват он на самом деле в том, что уехал и не возвращался? Не особо. Понятно, что студенту не до того, так что об искуплении речи нет - да в рассказе его и нет. И вот герой узнаёт кусочки истории, и... это его как-то меняет? Мне кажется, нет, там линейная реакция, причём не особенно яркая. Он не пытается говорить с матерью. У него нет конфликта. У него нет идеи - наследство это его не интересует (к теме воображения, да), мир тоже. Он даже с дворником не говорит, так-то. Меняет это его отношение к матери? Возможно. В кадре её нет. Катя с ним именно из-за этой истории, или ей просто нравится помогать людям на улице? Поступил в университет потому, что история? Скорее Катя. А идея в чём, зачем это вот всё?
В общем, я не понимаю этот рассказ. Как минимум - не с таким финалом, потому что ну не ведёт же к нему ничего изнутри героя. В сухом остатке: "я хотел в эту дверь, мне сказали, что там скучно, я не пошёл. Мне сказали, что там интересно - я хочу в эту дверь". Всё. История флешбеков максимум завязана, но не раскручена и тем более не развязана. Внешняя жизнь и внутреннее путешествие практически отсутствуют или дано такими грубыми штрихами, что всё равно, что отсутствует.
(вздыхает)
Несмотря на то, что выше, рассказ-то не плох - он просто сильно недоработан. Даже в таком виде середина вполне себе тащит, ничего не скажу, и напряжение там есть, ощущается. Просто выхода нет. Выхлопа хоть по одной из предложенной линий. И от этого, между прочим, обидно и больно.
А так, основа для того, чтобы стать крутым, у рассказа есть. Требуется всего лишь много редактуры... и, кстати, вычитки. Потому что вот такое:
Цитата
А она открыла книгу и, вытащив спрятанное между страниц выцветшее фото. На нём уже не молодая, но все еще красивая женщина в длинном светлом платье обнимала мальчугана в клетчатой рубашке, нежно провела по снимку кончиками пальцев, словно боясь вспугнуть изображение.
выбивает)
Орлы в колесницах, кстати, выбивают тоже, потому что они резко понижают уровень серьёзности - возрастной категории - сказки. Это мелочь уже, но когда этих мелочей много и они копятся!..