Мне понравилось. Интересный рассказ, с оригинальной темой. Все основные линии раскрыты и понятны. Язык неплохой.
Заметки по тексту:
Цитата
Я родилась второй раз, когда мне исполнилось шестнадцать. Но, конечно, не сразу поняла это.
Отличная первая фраза! Сразу цепляет и заставляет читать дальше. Превосходно.
Цитата
Резвые детские дни уже не наши. А безмолвные ночи еще не наши.
Хорошие фразы
Только "не наши" повторяется.
Цитата
я инстинктивно ящерицей извернулась назад, упала на четвереньки.
Инстинкт - понятие относительно современное, 19-го века. Откуда девушке пещерного племени знать о том, что существуют инстинкты, и что она извернулась именно благодаря инстинктам? Это знает автор и могут понимать читатели, но использовать данный термин не надо. Атмосфера нарисованного мира рушится.
Например, "я извернулась назад, словно ящерица, упала на четвереньки".
Цитата
внутри рдеет ветвистая сердцевина, словно наполненные кровью сосуды
Ну, не знаю. "Сосуды". Тоже ведь современное понятие? Меня смутило. Хотя, сомневаюсь. Может, не ошибка.
Момент с брачным танцем - дурацкий. Очень сильное раздражение вызвал. Попробую объяснить, почему.
Есть такой приём в дешёвых мелодрамах. Когда судьбоносное для сюжета событие строится из череды совпадений и нелогичных поступков. Например, коварная обольстительница желает соблазнить героя - хорошего, но наивного мужчину. Она усыпляет его бдительность ласковым щебетом, а когда он не ожидает, кидается ему на шею и целует. Немедленно возникает мысль: "Сейчас распахнётся дверь и зайдёт жена этого мужика". И что же? Та-дам! Дверь открывается и на пороге - кто? Правильно! Жена этого мужика. Вероятность подобного совпадения ничтожно мала, но этот приём упорно суют из фильма в фильм. Более того, маразм на этом не заканчивается. На основании этой дурацкой сцены раскручивается весь сюжет. Жена закатывает скандал, не хочет ничего слушать, бросает мужика; муж, угнетаемый чувством вины (за что?) уходит из дома с одной зубной щёткой; коварная обольстительница торжествует и мало того, что не получает пендюлей за такую подставу ни от мужика, ни от его жены, так ещё с этим мужиком ещё потом живет. Ну и так далее.
К чему эта аналогия? Вот к чему:
Цитата
— Послушай, Анум, — шепнула Имра, когда Двани вышла за водой, чтобы промыть мои раны. – Не знаю, смею ли просить… Но знаешь, я бы тоже хотела танцевать сегодня у ветров.
Цитата
— Ты не могла бы одолжить мне на время что-нибудь… Пусть, незаконченное, или самое маленькое, я верну завтра, обещаю!
Цитата
Для Танца невест я сплела себе замысловатый браслет едва не на все предплечье и налобный обруч – тонкий, зубчатый, столь изящный, что в нем мне даже начинало нравиться бледное отражение в зеркале. Мелькнуло искушение поскорей отдать Имре браслет, но она уже схватила обруч и надела:
— Что скажешь?
Вязь каменных волос искрилась на пламени ее локонов куда ярче, чем на моих. Ладно тебе, Анум! Для Тодро ты хороша и в старой мешковине. Я улыбнулась:
Вот это было то самое предзнаменование конфликта, которое совершенно однозначно намекает: эта Имра подсунет свинью героине, и знает об этом. И мы - читатели - это понимаем чётко. Так же, как в приведённой аналогии понимаем, что дверь обязательно распахнётся, а там - жена.
Поворот настолько предсказуемый, и при этом какой-то нечестный, что остаётся только развести руками. Почему нечестный? Либо Тодро с Имрой всё знали заранее, но тогда почему в столь маленькой замкнутой общине никто ничего не заметил? Либо Тодро принял решение в последний момент, спонтанно, или под очарованием обруча. Тогда это вообще как-то тупо. Ну чего он вообще хотел, этот Тодро? Его кто-то принудил сделать выбор? Если да, то кто и зачем? Если нет, то зачем он побежал ночью искать героиню? Чувство вины и позднее раскаяние? А поговорить не судьба?
Ещё странный момент. Вход в пещеры закрывали "огромными скрипучими воротами". То есть вход один? Но героиня как-то вернулась в пещеры. То есть до закрытия ворот? Значит, её должны были увидеть и сказать Тодро, чтобы не искал. Или же она провела снаружи всю ночь, и вернулась лишь утром? Вот этот момент надо было чуть яснее обозначить.
Сцену с выходом героини наружу считаю достаточно достоверной. Она была в шоке, ничего не соображала. Логично, что голоса разума она не слышала.
Когда начинается вторая часть, про Младшую, становится гораздо интересней. Единственное, небольшой диссонанс в части климата. Те перепады температур, описанные в первой части, наводили на мысль о каких-то особенностях атмосферы планеты либо расположения светила (светил?). А во второй части вполне "классический" южный климат. Ну, ладно. Будем считать, что пещеры Старшей находятся где-то очень далеко на севере.
Цитата
Увернувшись от пиратского меча, я бросилась бежать. Через несколько шагов подпрыгнула и подтянулась на балкон доходного дома, что нависал над мостовой.
Раз она уворачивалась от меча, значит, враги были совсем рядом. Как бы быстро девочка не бежала, даже благодаря помощи Старшей, всё равно у неё физиология десятилетней девочки. Значит, она не могла сильно оторваться от взрослых мужчин. Но успевает залезть на балкон
Да и что это за балкон такой низкий? Или это прыжок такой?
Появление огненевидимки совершенно не вызвало вопросов. Это было настолько правильно, настолько справедливо и честно, что, кажется, что иначе и быть не должно. Без шуток. То чувство, когда, как у Толкина, "Орлы летят!"
Единственное, вот этот момент появления подмоги, самая кульминация, скомкан.
Цитата
Вопли ужаса и ярости оглушили меня, десяток человек бросились с занесенными мечами. Но в этот момент пристань накрыл невыносимый жар.
Как минимум, слово "но" следовало начать с нового абзаца. В идеале же, надо было подбавить эмоций, описаний, растянув таким образом момент и создав дополнительное напряжение.
Кстати, присоединяюсь к вопросам по поводу огненевидимок. Что это? Я изначально думал, что драконы. Дышат огнём, красивые яйца, живут в пещерах. А невидимки потому, что их никто не видел, а кто видел - не выживали. Но, скорее всего, впечатление неверное.
Несмотря на замечания, рассказ очень хороший. Очень интересная идея о Старшей и Младшей. Идея раскрыта. Рассказ удался.
Успехов!