совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Во первых строках своего письма хочу сказать, что я по понятным причинам не сравниваю уровень рассказов со среднеконкурсным, даже не сравниваю с уровнем других, доставшихся мне на обзоры. Просто пишу свои мысли по поводу. Так вот, что здесь хорошего. Уверенная рука автора. Очень похоже на то, что даже обе руки. На массовых конкурсах добиться такого впечатления, конечно, не очень сложно: будьте в меру грамотными, складывайте слова в предложения, обладающие какой-то художественной ценностью - и читатель уже выдохнет с облегчением, как я. Читается, в общем, очень приятно, а в некоторых местах даже проникаешься невольным уважением - настолько точно и метко сказано, настолько нужными словами. Опыт чувствуется между строк. Сочетание жанров. Всегда нравилось наблюдать, как в одном тексте пытаются соединить разные жанры, как они перетекают друг в друга на стыке разных частей. Или не перетекают, что бывает чаще. Но у вас, по-моему, получилось, что нельзя не отметить в числе достоинств. Да и жанры выбраны хорошие, хотя я затрудняюсь сказать, который из них больше фэнтези. Классный, тонкий и ироничный юмор. Действительно смешной. Я не силен говорить о юморе, но доисторические части во многом держатся на нем. И тут отдельным пунктом нужно добавить, пожалуй, что я очень люблю, когда в тексте сочетаются юмор и драматизм, это добавляет цепляющего контраста, а здесь они сочетаются на высоком уровне. Сцена встречи с Фэй в коридорах. Очень атмосферно. Наличие четкой идеи и морали. Здорово, когда автор знает, о чем хочет говорить, знает, как будет это говорить – и в конечном итоге говорит. Здесь весь текст пропитан авторской мыслью, она доминирует и властвует, и подобную целеустремленность нельзя не уважать. Правда, она же и играет с рассказом в некотором роде злую шутку для меня лично, но об этом чуть позже. Что плохого тогда? Это скучный рассказ. Конец отзыва. Шутка. Плохие вещи здесь намного сложнее сформулировать, потому что они субъективнее, чем хорошие. Но я попробую, к тому же попробую покороче, чтобы яснее было. Отсутствие четко выраженного главного героя. Формально он есть, даже два, но на деле сопереживать им не получится, и не потому, что я не могу сопереживать неандертальцам, жабам, пришельцам с Альфа Центавра, нет – благодаря манере подачи информации. Авторская мысль, как я уже говорил, доминирует, а мысли героев по факту практически нет. Эн – это такая воплощенная точка стеба и иронии/самоиронии над человечеством со стороны. Хлодальф – это такая меланхоличная точка подачи авторской мысли, за ним не чувствуется личности, не чувствуется характера. Это плохо. Отчасти следующее из первого: герои не меняются. Эн остается утрированным классическим «человеком», коварным любителем секса и кровищи. Хлодальф в начале одиноко созерцает пупок, а в конечном итоге уходит созерцать пупок к покинувшим его друзьям, что я расцениваю как закономерный итог, а не как конфликт и изменения в характере. В связи с чем напрашивается вопрос: может, я чего-то не вижу? Что изменило в его жизни появление Фэй, как повлияло ее решение? Помимо того, что он стал светиться иначе. Я понимаю, что на это другое свечение потрачена целая сцена с мимо пролетающей Сари, которая иначе вообще не нужна была бы, но зачем, если глобальных изменений все равно не чувствуется?.. Автор рассказывает, но практически не показывает, и в результате я чувствую себя немного обманутым, пытаясь вынести конфликт и сюжет из кучи авторской философии. Причем в ущерб это идет практически всему – страдает живость диалогов, страдают описания. Умом я понимаю, что фантазия у автора богатая, но вот сейчас попробовал найти хоть одно действительно развернутое и красивое описание в тексте – и не нашел. Везде все упрощено и набросано штрихами, даже, казалось бы, действительно красивая «грандиозная панорама города» могла (и должна была, имхо) быть ощутимо ярче. Это все уместно в доисторической стилизации, конечно, но не радует в целом. Еще тут подумал… Определенную роль играет, наверное, и то, что фантдопущение с безликим всемогущим человеком, пытающимся через первобытные племена изменить фатальную судьбу Земли – не самое оригинальное. А никаких шагов к тому, чтобы его усовершенствовать и усилить – не было. Автор просто сконцентрировался на другом. Но это уж совсем на вкус и цвет фломастеры, само собой. В общем, я мог бы еще говорить, наверное, но не уверен, что это нужно, поэтому итог. Я рад что познакомился с автором через его текст, но не совсем рад, что прочитал это все в виде рассказа. Круто, умело, но не увлекательно.
|