Если кому-то это может показаться интересным, а может быть - для избежания вопросов.
1) яхтой называется парусное (или парусно-моторное или моторное, но это уже современность) пассажирское судно водоизмещением до 3000 тонн (бывает и больше, но это уже исключения) с особым типом парусного вооружения. То, что вы привыкли считать яхтой - скорлупки с тесной каютой и пузатым парусом (называется спинакер) - это гоночные яхты, на них ГОНЯЮТ. Другие виды яхт менее приспособлены для гонок, зато более годятся для жизни, имея при этом больше водоизмещение и удобств. Океанская крейсерская яхта - это серьёзное судно, на котором основными вопросами конструкции являются упрощение управления, комфорт для пассажиров и безопасность плаванья. Сравнивать гоночную яхту с крейсерской - это примерно как сравнить раллийный вездеход с домом на колёсах.
2) да, торговая марка "Эйнемъ" была широко известна в Европе хотя бы тем что в 1900м году она получила Гран-При выставки кондитерских изделий в Париже, продемонстрировав богатый ассортимент и высочайшее качество шоколада. Не удивительно. Сейчас фабрика называется "Красный Октябрь".
3) Аналогично со знаменитой банкой супа. В описываемое время каждая домохозяйка Америки имела на кухне кучу банок супа "Кэмпбэлл" (правда тогда компания называлась не "Campbell's Soup" а иначе, но красно-белая этикетка была уже тогда), и в общем-то хороший был супчик. Между прочим, рекламная политика тех времен отжигала нипадеццки - фабрика Эйнема писала "шоколадные вальсы", а фабрика Кэмпбэлла (который к тому моменту давно уже умер, а делом управлял упомянутый в тексте мужик, химик и прагматик по натуре) выпускала брошюрки "как приготовить четыре блюда из одной банки супа". Как и в истории с Кодак, ставка была сделана на потребительство - "мы варим суп, а вы его едите", за десять центов.
4) Аналогичная история была с дизелями. По сути дела паровые двигатели убил не немецкий дизель, а русский - после того, как наши хитрые инженеры придумали как заставить "керосиновый" двигатель Дизеля работать на чём угодно, начиная от сырой нефти, заканчивая всем, что горит. В 1900м году русский дизель показал массу преимуществ перед оригиналом, и немцев начала душить жаба, а потому они попытались выдавить с рынка русских. Успешно, но не совсем: русские начали ставить дизели на нефтеналивные баржи, обеспечив им ход "куда угодно без дозаправок" (и вышибли с российского рынка компанию "Standard Oil" поскольку нафига нужен дорогущий керосин там, где и сырая нефть сгодится?) - и к 1910му году Коломенский завод наштамповал штук пятьсот этих дизелей для всех областей применения. Первые теплоходы уже плавали в те времена, когда Марион отправилась в плаванье. Но, до торжества им предстояло ползти ещё лет сорок - две мировые войны, а также тот факт что теплоходы были весьма тихоходными, слегка мешали их внедрению на лайнерах, зато на подводных лодках они оказались в самый раз.
5) "la mouette" означает "чайка".
6) в конструкции яхты есть масса заимствований у подводной лодки, в основном по части формы корпуса, электротрансмиссии и расположения узлов (палуба без надстроек, водонепроницаемый корпус с развитой системой дренажа и обтекаемая форма хорошо способствуют устойчивости на волне без парусов, под парусами своё берёт высокое отношение длины к ширине, а низкий центр тяжести плюс высокий корпус позволяют во-первых добиться некоторого простора - не надо ходить согнувшись в три погибели - а во-вторых размещать узлы в два яруса). Если вы считаете что это какая-то ретрофутуристическая новинка - окститесь, в 1804 году мир увидело вот это:
("наутилус-3" Фултона, с ручным приводом)
а в 1869 году Жюль Верн сделал вид что он изобрёл подводную лодку. Развитие техники привело в конечном счете к тому, что совместив ряд идей, родилась "чайка", которая подводной лодкой не являлась, и потому легко порхала по волнам, а не зарывалась в них, как если бы у неё на борту было 120 тонн аккумуляторов, как на французских субмаринах того времени.
7) низкая скорость при ходе на моторе объясняется несовершенством как двигателя (слабоват), так и электрической трансмиссии, которую воткнули дабы решить одну маленькую, но очень серьёзную проблему: дизельный двигатель невозможно реверсировать без остановки (нет, конечно есть модели, где это было возможно - но это повышает сложность, понижает отказоустойчивость и увеличивает и без того огромную массу), а также некоторые другие нюансы (к примеру то, что основной движитель у неё - это паруса). В отличие от подводных лодок, на аккумуляторах плавать не может - они там только для освещения, вентиляции и некоторых других вещей. Электроплиты по той же причине нет - слишком много жрёт.
8) внимательные могли заметить, что яхта дважды меняла курс - в первый раз, когда у неё снесло грот, и она повернулась по ветру, второй раз - когда Эжени вместо того чтобы подтягивать шкоты (о которых она не знала), предпочла крутить штурвал, таким образом она "срезала угол" и встретилась с "Марион". Если бы этого не было (а так же если бы Эжени не подняла стаксель), то в одном случае яхта ушла бы из зоны поиска, а во втором случае прошла за кормой "Марион" вне зоны видимости. Так что чудеса бывают. Да собственно, такие случаи вообще не редкость на море - иначе объясните мне, каким образом такое количество кораблей умудряются сталкиваться посреди необъятного океана, и почему впередсмотрящих так нещадно карают за то, что они залипают на посту?
Олсо, парусники ненавидят пароходы. и норовят их пустить на дно, а вот такая вот трёхсоттонная мина Уайтхеда, по меткому выражению одного из героев, запросто могла сделать в борту лайнеры охрененно здоровую дыру (и это бы не было проблемой, т.к. в том месте была передняя угольная яма правого борта, с другой стороны - это была бы проблема, потому что это та самая угольная яма)
9) ... предыдущий пункт нуждается в дополнении: "Марион" тоже несёт следы заимствования у военных - в частности, как я уже где-то упоминал, из-за того, что в случае войны лайнер подлежал "призыву" (т.е. фрахту государством в качестве вспомогательного корабля), адмиралтейство настояло на внесении в проект некоторых изменений - например, что расположенные вдоль борта угольные ямы прикрывают котельные и машинное отделение, что важно в случае если в борт угодит снаряд, торпеда или ещё какая-нибудь фигня; кроме того котельные разнесены по обе стороны от машинного отделения, чтобы повысить выживаемость, а также они все имеют дополнительные переборки, отгораживающие их с бортов и друг от друга - таким образом даже если в борт лайнера будут долбить всем что есть у врага (которым обычно является такой же "призванный" лайнер, вооруженный чем нашлось на складе - никто в здравом уме не полезет на лайнере в атаку на броненосец, крейсер или канонерку, у которой калибр такой, что мама не горюй. А от крейсера к тому же ещё и хрен убежишь, если не можешь выжать больше 20 узлов), снаряды сдохнут в угольных ямах, а в случае пробоин - котельные и машинное отделение останутся неповреждёнными. Правда тут есть одна тонкость, к которой я ещё вернусь, если не забуду, после пятой части.
Ну вот, собственно.