Так вот, с гг происходит такая довольно редкая, к счастью, вещь, как потеря основного жизненного ориентира. У неё нет отца, только мать, достаточно слабовольная женщина, сама же Нэйно для того времени, как видно по первым сценам, довольно упрямая девочка - с таким характером в принципе достаточно трудно встроиться в общество, в котором соц.рамки прописаны традициями. Кроме того, для своего возраста ей вообще немало пришлось пережить, голод, затем сам переезд в столицу - уже для шестилетнего ребёнка немало.
Соответственно, она проникается императором как основным мистическим символом и образом сильной личности. Это мы его видим в паре сцен, она же всё-таки живёт бок о бок с ним. Мне кажется, вариант, при котором у гг могла бы быть полноценно счастливая в глазах большинства судьба - это если бы она повзрослела в этой поддерживающей её после потери дома(о котором она горевала) обстановке - тогда мб всё могло сложиться по-другому. Не думаю, что это была бы обычная судьба, но, вероятно, более счастливая.
Но император заболевает - течение этой болезни, постоянная надежда гг и беспомощность при этом, буквально разрушение её мира, неотвратимость происходящего тоже выписаны очень характерно. Да, император ей не близкий человек, но по сути он - символ её нового дома, её земли, единственная опора, которой нет в её собственной семье. Но, как и в прошлом доме всё начинает разрушаться вокруг, затем он вообще исчезает в гробнице. И вот тут происходит очень характерный такой момент:
Цитата
Что-то случилось с Арш в этот миг – она не зарыдала, не закричала, не выпрыгнула из телеги, чтобы бежать к началу каравана, к носилкам императора. Стояла неподвижно, чувствуя, как замерзает, обращается в лед самая сердцевина души, как каждый вдох раздирает сердце.
Вот это очень типичная вещь. Это момент "что теперь делать и зачем всё", экзистенциальный кризис, другими словами. С этого момента уже спокойная счастливая жизнь невозможна, как невозможны стометровки после тяжёлого перелома. Возможен либо личностный рост в новых условиях, и достаточно жёсткий, либо окончательный слом характера и полная потеря доверия к миру. В современности, наверное, был бы вероятен более мягкий вариант, но общество-то не современное. Арш выбирает посвящение, отречение от себя прежней, мистический путь - в общем-то основной способ исцеления души, возможный в те времена. И при этом путь свой собственный, хоть и с прежним жизненным ориентиром. Она продолжает ждать, но бездеятельное ожидание не помогает. Её дом и мир продолжают разрушаться, по сути её предаёт самый близкий человек(ну, не могу я воспринять поступок её матери иначе) - хоть это предательство и мягкое, повседневное такое, бытовое, помимо стандартной для тех времён, но несколько нездоровой всё же идеи отдать себя и свою дочь непонятно кому на правах имущества(вот, собственно, пример
подчинения власти и традициям, под каток которых хотят бросить человека), мать демонстрирует что на ожидание и чувства Нэйно ей плевать.
Нэйно, помимо прочего, теряет ещё одну развилку - она уже не встретит человека, который мог бы её поддержать и ждать вместе с ней, ей остаётся только уйти и что-то делать самой, ну, и тут уже только "Мой рок-н-ролл" остаётся. И тут что происходит? Нэйно не становится просто паломницей, бродящей по дорогам и размышляющей в тоске. Несмотря на отсутствие внешних опор, она творит, создаёт из пережитого свой новый путь. И это путь созидательный, лишённый гнева и ненависти, характерного для фанатиков - она никому не желает зла, она не сердится на тех, кто не разделяет её мысли, у неё более важная собственная задаче - творчество.
Цитата
Что сильнее человека? То, во что он вложил свою душу.
Вот по-моему, какая тут мораль и основная мысль(кстати, в этой сцене видно, что Нэйно не ставит себя ниже императора, он для неё пример, но не объект бездумного поклонения, т.к. она сравнивает свой путь с его путём). Даже если всё разрушено, пока у тебя есть цель, вдохновение и воля, будут и силы идти. Да, для гг это связано с конкретным человеком, которого она не знала лично - но для неё это именно что и ориентир, пример, образ дома. А такой образ есть у каждого человека - просто чаще всего это не личность, а ощущение, память, то самое доверие к миру. Просто, к счастью, большинство людей либо не теряют его в столь раннем возрасте, либо находят поддержку друзей и близких гораздо раньше, чем нашла её Нэйно.
Но именно конфликт тут действительно больше в контексте, и он достаточно нетипичный, как и сам этот сюжет, он не всякому будет близок и ясен. Тут звучало, что если бы Нэйно не ушла, для неё всё могло бы сложиться лучше - хотя предпосылок к этому нет, ей с самого начала не на кого надеяться, кроме себя, шаг за шагом всё складывалось довольно-таки плохо, ушла она уже в момент, когда её по сути решили продать - в рамках фэнтези бывают судьбы и похуже, но не в рамках простой человеческой жизни, и смерть императора - не единственная её беда. Так что гг не лишила себя возможности счастья. Она смогла её для себя создать.
На этом пролёте похожего плана(без явного конфликта на поверхности, с конфликтом, который проговаривается не в тексте, но очевиден в контексте) истории для меня - это "Круг" и "Зебра". Только они реалистичны, современны, потому ситуации в них понятны почти любому читателю сразу. Но тут есть выход, который так же понятен и доступен любому читателю - естественно, не служение, но творчество и верность себе независимо от внешних обстоятельств. Нужно ли тут ярче выводить эту ступень - личностного кризиса, непонимания в семье и затем в обществе, которую преодолевает героиня? Вот кстати не знаю уже. Действительно ведь это история не для каждого.