Рикардо Дель Тави, так, подожди, у нас же не дискуссия Фромма со словарями, а дискуссия Астера и мангуста)) Суть вопроса была в том, может ли человек, разбирающийся в психологии, воспринять эмоции Нэйно как любовь))) Т.к. на эту тему мы вроде бы уже договорились(может воспринять, а может не воспринять), давай я лучше своими словами изложу, что имею в виду)) Хотя, замечу, тут вопрос тонкий, любовь ведь и как невротическое состояние некоторые определяют. Так что в случае художественного произведения подобное рационализаторство мне не близко. Тем более в случае фентези, где важны мистика и волшебство.
Тем не менее, про Фромма.
Фромм разделял любовь, основанную на эгоизме и желании что-то получить от партнёра(взаимность, секс, признание и т.д.) и т.наз. плодотворную любовь, которая является альтруистичным чувством, свойством развитой психики. Искусство любить=умение отдавать и создавать, и необязательно это связано с конкретным человеком.
Кроме того, если затрагивать вопрос фанатизма и внутренней свободы, всё тот же Фромм разделял "свободу от"(=не хочу ни от кого зависеть) и "свободу для"(=я свободен, чтобы создать/сделать что-то важное). Т.е., опять же, разделял эгоистичное и деятельное чувство. Я считаю, что жизнь Нэйно стала проявлением именно деятельного чувства.
Для наглядности, цитата.
Цитата
Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир, ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность проникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила его любви дает ему возможность разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Хотя любовь и разум - это всего лишь две различные формы постижения мира, и одна невозможна без другого, они являются выражениями различных сил, силы чувства и силы мышления, и, следовательно, их нужно рассматривать по-отдельности.
Понятие плодотворной любви имеет мало общего с тем, что часто принято называть любовью. Вряд ли какое-нибудь другое слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово "любовь". Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они "увлечены" кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они, в самом деле, считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное, любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее - одна из труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа "плодотворной любовью". Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Хотя предметы любви различны, и соответственно различны глубина и качество любви к ним, определенные основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви. Это - забота, ответственность, уважение и знание.
Так вот, всё это я вижу в Нэйно - она не просто любит, она познаёт мир и его историю через эту любовь, и выражает её в творчестве. Мало того, я считаю, она добилась
самоактуализации(судя по финалу). То определение любви, о котором ты говоришь, у Маслоу(прости, что прыгаю между классиками) стоит на третьей ступени пирамиды потребностей. То, во что выросла любовь Нэйно, как ни крути, стоит выше. Что из этого появился культ личности в итоге - это уже вопросы социальной психологии, а не вопросы лично к героине и её эмоциям.
Далее, про фанатизм, в котором ты подчеркнул устойчивые и неизменные убеждения и готовность жертвовать. Насчёт устойчивых убеждений - они есть у каждого принципиального человека, обеспечивают верность присяге, молчание под пытками и другие героичные вещи. Насчёт готовности жертвовать - я не считаю, что в случае Нэйно можно доказать эту готовность. Она с детства выбрала, кто и что для неё наиболее важно, и жертвой с её стороны в данном случае было бы замужество(т.к. она уже любит другого) и другие вторичные для неё вещи, изначально не являвшиеся для неё ценностностными. Если бы её деятельность начала приносить вред духовно близким людям(к примеру, её ученицам - кстати вот мне не хватило в рассказе немного более подробного раскрытия темы её общения с ними, но тут я так понимаю причина - лимит в 1 а.л.) - тогда на основании её выбора можно было делать умозаключения о перегибах и фанатизме. Но на основании того, что человек ушёл от того, что ему мешало, объявлять его фанатиком не стоит.
Кстати, в рассказе нет никакой нетерпимости к инакомыслящим(напротив, Нэйно очень сдержано относится даже к лунной ведьме, слушает её историю - а ведь та ненавидит не только императора, но и весь близкий героине уклад жизни, ни один фанатик подобного не стерпел бы), да и вообще нет большей части абзаца из твоего определения фанатизма. Но это ты и не подчёркивал, так что подробно не буду останавливаться.
Как-то так))
А гештальтистов я тоже люблю, да)))))