небольшая цитата, вспомнившаяся в связи с рассказом
Цитата
-Нашествие крыс предвещает чуму. Магистрат нанял дудочника, чтобы тот уберёг город от эпидемии. В отместку за неуплату дудочник взял с города ту цену, которую взяла бы чума.
Есть другие версии объяснений Крысолова. Например, он — аллегория Крестового похода детей 1212 года. Или олицетворение феодального принципа изгнания из семей младших сыновей, которым не хватало наследства.
.....
-...Третий сюжет «Пляска смерти». Он имел два варианта. Первый вариант пляска скелетов. Второй вариант - шествие, когда дух смерти уводит процессию живых к могиле или к пропасти. Это было навеяно чумой, низвергавшей людей в смерть десятками тысяч.
-Крысылов уводил детей тоже цепочкой!
(с) и т.д.)))
Что хотелось бы сказать. Рассказ написан мастерски, сам его замысел затрагивает интересный культурный феномен, стиль выдержан от и до. В общем, безусловно, очень достойная вещь.
Но у меня возникла одна субъективная придирка. Чем является этот рассказ, в чём его суть? Кроме совмещения завязки из Крысолова с лавкрафтовской развязкой. В чём соль? Это не хоррор - из-за пошагового повторения Лавкрафта совсем не страшно. Это не попытка по-новому сплести тот узор, что составляет классическую легенду - собственно, цитату выше я привёл, чтобы показать, что в одном событии может схлестнуться множество мистических обоснований, знаков, символов. Двух нот для мелодии недостаточно, и очень зря автор вместе с рассказчиком так небрежно сбросили чуму со счетов - чума, как тёмное бедствие нашего мира, лавкрафтовские твари из мира иного, самой угрозой, мрачным присутствием создали бы в истории напряжение, которого сейчас в ней маловато. Тогда и образ Крысолова(сейчас его маловато для рассказа с таким названием), по-некоторым версиям созвучный образу Пляски Смерти, заиграл бы иначе - как посредник между двумя этими могущественными силами. И то, что спустя полвека чума всё-таки пришла, придало бы истории драматическую цельность. Но это всё из разряда рассуждений вокруг сюжета, конечно. Так или иначе, сейчас рассказ очень спокойный, даже флегматичный, как и его рассказчик - это позволяет в полной мере насладиться языком, но суть становится какой-то разбавленной.
Кстати, о рассказчике. Довелось мне читать одну новеллу, тоже почерпнувшую лавкрафтовских мотивов, где герой столкнулся с одним из подобных существ и выжил. Концовка той истории показывает, как он балансирует на грани безумия, разговаривает с погибшими друзьями, и держит под подушкой пистолет - т.к. не знает, сколько ещё сможет прожить с тем, что узнал о мире. "...И это было то знание, которое способно свести человека с ума или убить…" - говорит здесь рассказчик. А затем так же размеренно и спокойно завершает рассказ, и лишь завывание ветра тревожит его. Я понимаю, он - многое переживший военный, но хотелось бы хоть какого-то всплеска, показывающего, что увиденное на него повлияло. Не обязательно безумием - но мы проходим весь этот путь с героем и он не оставляет никакого ощутимого следа в его душе, и в итоге такое же впечатление оставляет и рассказ.
Тем не менее, рассказ, что и говорить, классный, придирки вызваны в основном тем, что хотелось бы исследовать ситуацию глубже, чем это возможно сейчас. Автору огромная благодарность.