RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Посад · Библиотека · Статьи → Статьи для мастеров Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Фэнтезийная экономика, Хозяйство выдуманного мира
   Сообщение № 1. 14.10.2014, 20:06, Серафим Высотин пишет:
Серафим Высотин
-

*
Мечтатель
Сообщений: 134
профиль

Репутация: 11
Предисловие
Экономика (в одном из значений) – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе получения, хранения, обработки, распределения и потребления благ: еды, воды, одежды, жилья, инструментов, оружия и т.д. Давайте рассмотрим особенности этого процесса в условно «фэнтезийном» или «средневековом» мире, опираясь на исторические источники и логику.

Получение благ
1)  Охота, рыбалка и собирательство – необходимые орудия труда могут быть изготовлены из подручных средств, в качестве площадки задействуются в основном леса и водоёмы. Названные способы приносят относительно небольшое количество пищи, воды и прочих ресурсов (хворост, смола, мох, мёд и всё, что можно найти в ближайших лесах). Они позволяют обеспечить продовольствием и примитивным жилищем от 1 до 4 человек на 20 квадратных километрах (в зависимости от климата и местности).

2) Земледелие – для обработки исконно плодородных земель орудия труда можно изготовить самостоятельно. На порядок более сложные приспособления понадобятся для того, чтобы осваивать малопригодные земли: распахивать густые леса, болота, засушливые земли и т.д.
Земледелие изначально задействует поймы рек, однако при наличии сложных орудий труда и подходящих технологий подавляющее число земель становится более-менее пригодным для сельскохозяйственных нужд: болота можно осушить, засушливые территории напитать водой из искусственных каналов, густые леса вырубить и сжечь. Один квадратный километр пригодных для сельского хозяйства земель может прокормить примерно 15-30 человек.
Говоря о земледелии, важно помнить, что это весьма рискованный бизнес: в случае неблагоприятных климатических условий спасти деревню может только кредитование, капитал в денежной форме и возможность потратить деньги на закупку большого количества продуктов. Следовательно, высокий уровень социальной организации, развитие транспорта и товарно-денежных отношений дают +200% к возможной плотности населения (за счёт ликвидации смертельных последствий неурожаев в отдельных регионах).

3)  Скотоводство – необходимые орудия труда можно изготовить из подручных средств. Этот вид хозяйствования задействует любые территории, на которых может кормиться скотина (вплоть до полупустынь). Кочевое скотоводство прокормит 1 человека на 5 квадратных километров. В благоприятных условиях оседлое скотоводство позволяет прокормить до 2 человек на 1 квадратный километр.

4) Добыча ресурсов – требует орудий труда высокой сложности и развитой торговли, задействует леса и месторождения ресурсов. Без добычи древесины, камня, руды, глины и других ресурсов невозможно обеспечить растущее население жильём, инструментами, оружием и многим другим.

Пройдёмся по важнейшим ресурсам:

Древесина : Это не только материал для строительства зданий, мебели, кораблей, повозок, бочек, но и важнейший энергоноситель, необходимый для обогрева жилищ и приготовления пищи. Древесный уголь жизненно необходим для металлургии, строительства (обжиг кирпича), гончарного производства.
Камень : используется в основном в строительстве. На цену камня влияет стоимость его добычи, доставки и обработки. Вы можете легко представить себе, как трудно добыть, доставить до места строительства, обработать камень в условно средневековом мире, и отсюда сами сделаете верный вывод о его стоимости. Даже если камни в избытке валяются прямо возле будущего здания, их ещё нужно будет обтесать с помощью железных инструментов, изготовление которых требует развития металлургии. Известный способ получения огромных каменных блоков с помощью поливаемых водой деревянных клиньев немыслимо увеличивает затраты на добычу, транспортировку и строительство.
Железо : главный ресурс для производства орудий труда и военного снаряжения. Месторождения железа встречаются не только в горах, но и на равнинах. Однако в горных районах большие залежи руд можно легко обнаружить визуально, и возможно вести добычу при средневековом уровне технологий. Для того, чтобы построить шахты, в любом случае требуются определенные технические знания, большие вложения и хорошая организация. Представьте: нужно вырыть шахту глубиной в несколько десятков метров, укрепить её, доставить рабочих, накормить их, привезти крепёжный лес и уголь для плавильных печей. Это огромные затраты и колоссальный труд, который непременно должен отразиться на стоимости металла и железных изделий.
Золото, серебро, медь : средства торговли и накоплений. С точки зрения добычи отличаются от железа тем, что значительно реже встречаются (и, следовательно, больше стоят). В средневековье даже медь в заметных количествах добывалась далеко не в каждой стране, и служила предметом международной торговли. Вредные китайцы добывали много меди, но продавать ее соглашались только в виде монет.
Соль : необходима для заготовки продуктов. В средние века соль ценилась настолько высоко, что нередко несла на себе функцию денег. Соляные копи или соляные варницы могли приносить доход ничуть не меньший, чем золотые прииски. Соль получали, разрабатывая залежи (которые крайне редко встречались), либо путем выпаривания из солёной воды. В последнем случае она выходила дороже, так как на её получение уходило огромное количество топлива. Можно, конечно, перекачать воду в бассейн и подождать, когда она испарится на солнце, но в результате получится солёная грязь, которую нужно разводить, отцеживать и снова выпаривать.

Хранение благ
Допустим вам несказанно повезло – вы убили пятисоткилограммового лося прямо перед своим одиноко стоящим домом. За раз съели несколько килограмм мяса, куда девать остальное?
Люди, привыкшие к холодильникам, складам и консервантам, с трудом могут себе представить, насколько трудно было в средние века сохранить пищу! Мясо, рыба, яйца, молоко и многие другие продукты очень быстро портятся. В ту эпоху главнейшим способом сохранения скоропортящихся продуктов была засолка (отсюда и такая ценность соли). В холодном климате также использовали прохладные подземные погреба и зимние морозы. Эти методы значительно уступают современным, и не позволяют заготовить продукты на несколько сезонов вперёд.
Кроме проблем со скоропортящимися продуктами есть множество других вопросов, требующих решения. Любые материальные блага, будь то засоленное мясо или щит, нужно защищать от негативных воздействий окружающей среды и воровства. Обычно это делается с помощью зданий, охранников и учётной системы, препятствующей незаметному разграблению склада его же кладовщиками. Строителям склада, охранникам и кладовщикам нужно платить, а это приводит к увеличению себестоимости товара.

Распределение благ
Для развития и процветания общества недостаточно добыть и сохранить блага, нужно ещё их правильно распределить. В качестве яркой иллюстрации необходимости обмена товарами и услугами представьте себе деревню, построенную рядом с золотым месторождением где-нибудь в горах. Для того чтобы добывать золото, им нужен лес, металлические орудия труда, еда, вооруженная охрана… Даже если все эти ресурсы жители деревни каким-то чудесным способом могут получить самостоятельно, им всё равно придется менять свое золото на другие товары, иначе очень скоро вся деревня озолотится, неизбежно благородный металл перестанет цениться, и его не будет смысла добывать.
Какие же способы распределения благ мы встречаем на страницах учебников истории?

1) Обмен : самый древний, простой и повсеместный способ распределение благ. «Сегодня мы строим всей деревней тебе дом, а через месяц ты поможешь другой семье». «Я тебе дам литр браги, а ты мне пять килограмм рыбы» – эти и другие формы обмена услугами и товарами хорошо известны всем.
Помимо очевидных преимуществ, у этого способа распределения благ есть два весомых недостатка: не всегда возможно обменять ваш товар или услугу на то, что вам нужно, и непонятно, как оценивать товары, услуги и делить их. В силу своих особенностей обмен позволяет эффективно распределять только наиболее востребованные товары и услуги на небольшой территории. Чрезвычайно сложно постоянно обменивать в одной деревне кукол на еду, или при помощи бартера вести выгодные дела с жителями других областей без предварительных договоренностей.

2) Военная добыча : другой древний, простой, распространённый, но очень рискованный способ распределения благ, которым не гнушаются пользоваться до сих пор. К счастью, в погоне за военной добычей очень легко потратить больше, чем заработаешь или вообще ничего не получить, понеся колоссальные потери. Поэтому этот способ не может применяться постоянно и повсеместно.

3) Налоги – исторически связаны с предыдущим пунктом. Либо платился налог на обучение и снаряжение своей армии, либо приходилось нести дань чужой. Уже значительно позже налоги стали источником оплаты не только военных, но и политических, социальных, экономических услуг государства. Налоги позволяют отбирать блага у поданных и передавать их властителям, но не могут обеспечить распределение ресурсов среди представителей одного сословия. Сложно вообразить себе горожанина, который платит налог соседу за ежемесячное бритье бороды и стрижку.

4) Торговля : универсальный, но сложный и рискованный способ распределения благ. Для того, чтобы торговля была возможной, необходим универсальный эквивалент – деньги, нужны торговые маршруты – дороги или реки, нужен надёжный транспорт, места и правила торговли, постоялые дворы и склады. А ещё нужно снизить риск ограбления, кораблекрушения и уменьшить налоговые поборы до приемлемых размеров.
Сделать это в средние века в Европе долгое время не получалось. Дороги и переправы находились в плачевном состоянии или вовсе отсутствовали, склады и постоялые дворы встречались настолько редко, что путникам приходилось останавливаться в монастырях, гужевой и водный транспорт не отличались особой грузоподъемностью и быстротой, повсеместно свирепствовали феодалы, обдирающие торговцев самыми разными способами. В результате, торговля долгое время не могла эффективно распределять ресурсы внутри европейского общества. Конечно, были мелкие лавочники и торговцы, привозившие из дальних странствий редкие и дорогие товары, но их оборот был настолько незначителен, что долгое время даже ремесленники предпочитали изготавливать товары только на заказ. Ни о каких крупных и постоянных поставках товаров из одной области Европы в другую в раннем средневековье не могли быть и речи.
∙∙∙
Для любого способа распределения благ жизненно важна инфраструктура. Недаром римляне, захватывая новый регион, строили на оккупированных землях дороги, постоялые дворы, укрепления, занимались охраной путей и организацией почтовой службы. Без подобной инфраструктуры крайне сложно собирать налоги, захватывать новые земли, подавлять восстания, торговать. Конечно, можно пойти по стопам наших далёких предков, и каждый год объезжать свои владения вместе с дружиной, чтобы собрать налоги, но, как показывает история, это довольно опасный и неэффективный метод.

Обработка благ
Для того, чтобы появились ремесленники, профессионально занимающиеся обработкой благ, нужны излишки ресурсов. Если всё, что вы производите, вы сами и потребляете, или, ещё хуже – вам не хватает того, что вы производите, то ни о какой профессиональной и сложной обработке речи идти не может. Сами срубили дерево, сами вырезали из него лук, сами с этим некачественным оружием и охотитесь.
Профессиональные ремесленники и сложная обработка ресурсов появляется только там, где есть излишки, позволяющие прокормить специалиста, не занимающегося добычей пищи для себя, и обеспечить его необходимыми материалами. Поэтому большое количество ремесленников может появиться только там, где есть высокая продуктивность сельского хозяйства и имущественное расслоение, позволяющее сконцентрировать в руках группы людей значительное количество излишков. Иначе говоря, ремесленники появляются там, где есть высокие урожаи и господа, отбирающие излишки, чтобы купить себе доспехи, качественные сапоги и хорошую одежду.
На протяжении практически всего средневековья сельские жители не покупали товары городских ремесленников. Едва ли не все ремесленные изделия, используемые крестьянами, продолжали производиться на месте. Клиентами ремесленников были феодалы, которые не хотели довольствоваться товарами собственных крестьян и обменивали собранные ресурсы на городские изделия. Отсюда и ремесленники, работающие на заказ, а так же отсутствие привычных для нас магазинов.
Впрочем, не только феодалы могут позволить себе покупать товары ремесленников. Собрать в своих руках достаточно излишков способны ещё и успешные купцы, занимающиеся единственным выгодным в условиях дрянной инфраструктуры делом – международной торговлей. Без протянувшихся через всю карту пунктиров торговых путей средневековый город с относительно большим количеством ремесленников невозможен. Далеко не все феодалы были готовы ехать за товарами ремесленников в город, ведь аналогичные вещи, пусть и более плохого качества, могли произвести их слуги на месте. Чего нельзя было сказать о заграничных пряностях, винах, шелках, мехах и прочих диковинных товарах, за которыми господа были готовы ехать в города.
Опираясь на спрос знати и трансграничных торговцев, появляется и развивается сословие ремесленников, которое профессионально занимается обработкой ресурсов для производства наиболее востребованных клиентами товаров: оружия и доспехов, одежды и т.д.

Потребление благ
Вопрос о том, какие блага потребляются, крайне важен – в долгосрочной перспективе спрос рождает предложение. В этом разделе мне бы хотелось обратиться к пирамиде потребностей А. Маслоу, чтобы на её примере разобрать, какие блага будут наиболее востребованны в обществе.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
1) Физиологические : голод, жажда, половое влечение и т. д.
2) Потребности в безопасности : защита, комфорт, постоянство условий жизни.
3) Социальные : социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4) Престижные : самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5) Духовные : познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей всё более актуальными становятся потребности высоких уровней. Конечно, потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют раз и навсегда определённых, фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее распространенная, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Оставим вопросы о том, какие потребности у большинства людей стоят на первом, втором и последующих местах. Если вы не согласны с приведенной пирамидой, вы легко можете представить себе общество с другими потребностями, и, исходя из этого, изменить спрос на опредёленные товары и услуги. Пока же предположим, что пирамида потребностей абсолютно верна для большинства населения некоего вымышленного государства, и подумаем над тем, какие товары и услуги будут пользоваться там спросом –
 1) Вода, еда, одежда, особи противоположного пола.
 2) Воины, военное снаряжение, укрепления, комфортные дома, удобная одежда и предметы быта
  3) Праздники, ритуалы, медицинское обеспечение, организация совместной деятельности и отдыха (а следовательно, и услуги соответствующих специалистов, и товары, с этим связанные).
 4) Престижные товары и услуги, список которых ОЧЕНЬ сильно отличается в разных культурах и обществах.
 5) Услуги учителей, мыслителей, священников или жрецов, а также различных творческих людей.

Соответственно, общество в первую очередь должно себя прокормить, напоить, одеть и обеспечить высокую рождаемость, а затем нанять и вооружить армию, построить укрепления и т.д. До тех пор, пока низшие потребности группы людей не будут удовлетворены, большинство из них не задумается о более «высоких» товарах и услугах. Подтверждение этой гипотезы мы многократно находим на страницах исторических учебников и статей: полуголодные племена охотно отправлялись в набеги за тысячи километров, чтобы захватить чужие ресурсы. Средневековые европейские крестьяне соглашались отдавать почти все свои излишки феодалам за то, чтобы они защищали их. Даже в самой необустроенной, но сытой и защищённой деревне нетрудно найти сваху, жреца или священника. Примеров масса, правда, не все они столь единодушно подтверждают гипотезу. Встречаются приятные исключения из общих закономерностей, которые подтверждают способность некоторых личностей или небольших групп пренебрегать основными потребностями ради более «высоких» благ.

Драконы и магия
Предвижу животрепещущий вопрос: «а как же магия?». Мне видится два возможных ответа:
1) Магия, необычные существа и расы встречаются очень редко и никак не влияют на развитие экономики. Ну, скажем, есть у вас один старенький маг, который умеет перемещаться и переносить с собой двадцать килограмм на многокилометровые расстояния раз в два дня – и что? Его существование не сможет сильно изменить положение дел в мире, максимум обогатит несколько человек и позволит решить парочку проблем магическим путем.
2) Если магия, необычные существа и расы встречаются часто – стоит подумать о том, как они влияют на экономику. Скажем, если у вас есть несколько сотен прирученных грифонов, каждый из которых способен быстро переносить десятки килограмм на сотни километров – торговля станет крайне прибыльным и практически безопасным делом. Возрастёт роль международной и местной торговли, появится влиятельное сословие купцов, увеличится количество ремесленников и т.д.
Конечно, есть множество иных вариантов, которые вы легко представите самостоятельно, исходя из особенностей своего мира и общих знаний об экономике.
Размышляя об экономике своего мира, вы можете взглянуть на него под новым углом, придумать много интересных особенностей, придать особую достоверность и целостность выдуманной реальности.

P.S. Большое спасибо k : /за редакцию

   Сообщение № 2. 15.10.2014, 17:02, Kammerer пишет:
Kammerer ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 4315
профиль

Репутация: 74
Мне нужно срочно принять участие в каком-нибудь сраче - может быть, так пройдет осенняя хандра.

Цитата
2) Если магия, необычные существа и расы встречаются часто – стоит подумать о том, как они влияют на экономику. Скажем, если у вас есть несколько сотен прирученных грифонов, каждый из которых способен быстро переносить десятки килограмм на сотни километров – торговля станет крайне прибыльным и практически безопасным делом. Возрастёт роль международной и местной торговли, появится влиятельное сословие купцов, увеличится количество ремесленников и т.д.
Конечно, есть множество иных вариантов, которые вы легко представите самостоятельно, исходя из особенностей своего мира и общих знаний об экономике.


Честно говоря, это единственный абзац, который имеет отношение к фентезийной экономике. До этого была одна только средневековая экономика.

В целом, когда доходит до магии и экономике в игре, обычно это означает, что игрок съезжает с сюжета и занимается чем-то сторонним. Магия не имеет никаких серьезных аналогов в реальном мире - и оттого любая экономика, списанная с реальномировой, начинает трещать на глазах.

Сломать-то экономику в игре - раз плюнуть, если в системе предусмотрены хоть какие-нибудь стабильные и/или постоянные магические эффекты. Я слышал историю о том, что игрок попросил у мастера возможность для своего персонажа гадить мороженным и через несколько месяцев экономика всего мира рухнула. Да что там далеко идти - в той же "дефолтной" D&D 3.5 заклинание "создание воды" доступно каждому жрецу первого уровня и способно из ниоткуда делать несколько литров чистой воды для питья. Получается что закаченные "на воду" священники просто уничтожают проблемы пустынных регионов (ну, или просто сильно их ослабляют).

И бороться с этим можно двумя способами - либо делать подпорки в виде нестабильных магических полей, куполов антимагии и прочих сюжетно ограниченных способов хоть как-то глобально повлиять на мир; либо с нуля прописывать ВСЮ систему сдержек и противовесов, учитывающих частоту появления заклинателей, магических существ, вмешательства богов, а также продумать возможность бесконечного использования ВСЕХ возможных магических эффектов. Притом что последний вариант не застраховывает от того, что игрок срочным образом найдет еще одну дыру.

Так что моё мнение - забейте на экономику. Делайте интересные истории. Если персонажи и игроки ни разу не задумывались об обесценении рыночной шерсти и баранины (поскольку местные маги очень уж любят превращать всех им неугодных в овец), значит, вы хорошо поработали в качестве рассказчика.

   Сообщение № 3. 15.10.2014, 20:45, Snev пишет:
Snev ( Offline )
Choose your Destiny

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4220
профиль

Репутация: 141
Цитата(Kammerer)
Магия не имеет никаких серьезных аналогов в реальном мире

НЕ согласен! Почта россии имхо использует особую магию, иначе КАК письма идут так долго?

   Сообщение № 4. 15.10.2014, 21:06, Kirill пишет:
Kirill ( Offline )


*
Маг
Сообщений: 220
профиль

Репутация: 11
Цитата(Kammerer)
Магия не имеет никаких серьезных аналогов в реальном мире

А как же квантовая физика?

   Сообщение № 5. 16.10.2014, 00:08, Miau пишет:
Miau ( Offline )
Зип файль!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 7295
профиль

Репутация: 150
Цитата(Серафим Высотин)
Если магия, необычные существа и расы встречаются часто – стоит подумать о том, как они влияют на экономику.

Собственно, в этом умещается вся суть статьи. :smile:

Различные аспекты первобытной, античной и средневековой экономик уже расписаны во множестве статей с разной степенью научности и подробности. Просто надо брать поисковик и искать нужное. Попытка уложить огромный материал в краткий текст не кажется удачной.

Цитата(Kammerer)
В целом, когда доходит до магии и экономике в игре, обычно это означает, что игрок съезжает с сюжета и занимается чем-то сторонним.

Он просто повернул сюжет в другое русло :smile:

Цитата(Kammerer)
Я слышал историю о том, что игрок попросил у мастера возможность для своего персонажа гадить мороженным и через несколько месяцев экономика всего мира рухнула.

Нет, столько насрать невозможно. Даже если ты слон.

Цитата(Kammerer)
Да что там далеко идти - в той же "дефолтной" D&D 3.5 заклинание "создание воды" доступно каждому жрецу первого уровня и способно из ниоткуда делать несколько литров чистой воды для питья. Получается что закаченные "на воду" священники просто уничтожают проблемы пустынных регионов (ну, или просто сильно их ослабляют).

D&D - это про то, как воин, клерик, маг и вор выпотрошили очередную банду гоблинов.
Если в это время маги решают проблему орошения в пустыне, игроков это парит мало.

Цитата(Kammerer)
Делайте интересные истории.

Да. Серафим, это ты хорошо умеешь, вроде бы.

   Сообщение № 6. 20.10.2014, 11:28, Серафим Высотин пишет:
Серафим Высотин
-

*
Мечтатель
Сообщений: 134
профиль

Репутация: 11
Странно противопоставлять экономику интересности истории. Вспомните мир Анклавов или аниме «Волчица и пряности», без экономики эти произведения потеряли бы львиную долю своего шарма и обаяния. Безусловно, можно сделать интересную игру без экономики, боевых действий, политики, культуры сосредоточив все внимание игроков на научных исследованиях или открытии нового континента. Но с экономикой, политикой и культурой то же освоение неизведанного материка может стать многогранней, увлекательней, реалистичней.

Довод о том, что магия может запросто сломать экономику, уместен только в том случае если волшебство в вашем мире не подчиняется никаким логическим законом – как в сказках. Взмах рукой и дворец готов, второй взмах и пустыня превратилась в тропики. Подобная магия легко ломает не только экономику, но и военную сферу, политику, культуру. Нет решительно никакого смысла выстраивать вертикаль власти и создавать войска, если все проблемы можно решить с помощью чуда.

Если же магия в вашем мире подчиняется своим логическим законам, она нормально вписывается в хозяйственную деятельность. Мы прекрасно с вами знаем, что для получения благ нужно потратить время, силы, ресурсы – это логично. Следовательно, маг то же должен тратить время, силы и ресурсы (в широком смысле этого слова) для создания чего либо.
Допустим закаченный "на воду" священник способен создать в вашем мире 3 литра воды за 1 минуту. Сил у него хватит, что бы каждый час делать 30 заклинаний на создание воды = 90 литров воды \ в час. За восемь часов работы такой чародей создаст 720 литров воды. Артель из двадцати закаченных «на воду» священников произведет за день 14 400 литров – вполне достаточно для того что бы удовлетворить физиологические, хозяйственные и сельскохозяйственные нужды небольшой засушливой области. Сломает ли это экономику? Нет. За свои труды артель магов потребует плату, хотя бы по тому, что им будет некогда самим добывать пищу, строить себе дома и т.д. Кроме издержек на цену производства воды будет сильно влиять жадность чародеев, которые при высоком спросе и отсутствии конкуренции вполне могут требовать золотые горы. В итоге мы получим нормально функционирующую экономику и интересный регион с влиятельными и богатыми «священниками воды». Отличный задел для необычной и увлекательной истории! Как поведут себя ваши игроки, попав в оазис «священников воды»? Возможно, они захотят их ограбить, или выполнить несколько заданий для водяной элиты, а может быть, к ним обратятся местные жители, замученные обнаглевшими монополистами. Вариантов развития сюжета – масса и при этом не нужно с нуля прописывать ВСЮ систему сдержек и противовесов, достаточно представлять, как работает экономика в вашем мире.

Цитата(Miau)
Различные аспекты первобытной, античной и средневековой экономик уже расписаны во множестве статей с разной степенью научности и подробности. Просто надо брать поисковик и искать нужное. Попытка уложить огромный материал в краткий текст не кажется удачной.

Эта статья – краткий конспект результатов моего поиска. Мне удобней периодически перечитывать конспект и только затем обращаться к поисковику и библиотеке в случае необходимости уточнить некоторые специфические моменты. Опубликовал статью в надежде, что кому-то она будет полезной, да и так информация лучше храниться.


Цитата(Miau)
Да. Серафим, это ты хорошо умеешь, вроде бы.

Я зажрался. Игры без политики, экономики и культуры мне кажутся не интересными.

   Сообщение № 7. 24.10.2014, 12:56, Miau пишет:
Miau ( Offline )
Зип файль!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 7295
профиль

Репутация: 150
Цитата(Серафим Высотин)
Эта статья – краткий конспект результатов моего поиска. Мне удобней периодически перечитывать конспект и только затем обращаться к поисковику и библиотеке в случае необходимости уточнить некоторые специфические моменты. Опубликовал статью в надежде, что кому-то она будет полезной, да и так информация лучше храниться.

Тогда ты неверно подобрал название.
Ожидалось-то какое-то решение именно для фентезийных миров, а на практике небольшие рассуждения о средних веках.

Цитата(Серафим Высотин)
Я зажрался. Игры без политики, экономики и культуры мне кажутся не интересными.

У нас схожие вкусы тогда :smile:

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
Вы не авторизованы, но можете оставить сообщение в этой теме как гость. Введите Ваше имя

Добавить комментарий

  Закрыть все тэги

Когда мало слов
:cool:  :wink:  :x_x:  :smile:  ::D:  :respect:  :roll:  :eh:  :brr:  :worry:  :weird:  :plotting:  :raincloud:  :%):  :furious:  :ku:  :confused:  :bee:  :blushes:  :eps:  :dead:  :confuse:  :kz:  :mrgreen:  :rolleyes:  Показать всё


 Включить смайлики?
 

« Предыдущая тема | Статьи → Статьи для мастеров | Следующая тема »

Яндекс.Метрика