Название мне сразу пришлось по вкусу - не вычурное, почти обыкновенное, но лёгкая неправильность придаёт ему некой загадочности. Признаюсь, вдохновился и ждал от рассказа многого.
Вступительная часть не разочаровала, даже несмотря на показавшийся тяжеловесным оборот:
Цитата
Желание, поначалу одолимое, быстро станет необоримым
Выделенным курсовом словам сложно ужиться на таком маленьком отрезке текста. Ну, на мой вкус.
Интересной показалась и задумка с исследовательским дневником. По опыту знаю, что подобную форму рассказа от первой и до последней строчки выдержать трудно, но если уж получится - оно того стоит.
А вот дальше...
Во-первых, началась свистопляска с датами. Если в первой записи указывалось, что сонница прогрессирует постепенно и почти незаметно для заражённого, то главный герой бодрствовал двенадцать часов на первые сутки из отмеченных и всего двадцать минут - на седьмые. Неувязочка. Во-вторых, сами записи, начиная со второй, уже мало походят на выдержки из дневника научного сотрудника, да ещё и старшего (кстати, что это за "институт живых веществ" такой? Автору неплохо было бы уделить чуть больше внимания матчасти). В-третьих, непонятно, почему главный герой первым додумался обратиться к магии, чтобы побороть сонницу? Почему такие опыты не ставились раньше, и что мешало товарищам из института пользовать магию в первые полсотни лет после прибытия? И почему теперь-то главный герой сидит, заперевшись дома, и дожидается, когда сам станет полулунатиком, а город вокруг него опустеет? Да, первая часть рассказа оставляет многовато вопросов.
Их, впрочем, можно было бы изящно разрешить во второй части. Но тут автор всё же не выдерживает "дневниковый" формат и пускается во все тяжкие. В рассказе появляются лавстори, тёмное прошлое главного героя, который теперь зовётся Последним (непременно с заглавной буквы) и богиня из машины. Ну, то есть из "плотно спрессованной хаосом магии". Главный герой, пусть и Последний, при этом превращается в полуразумный овощ, способный только на галлюциногенный бред и на страдания по утерянной любви. А фокус повествования постепенно смещается на богиню с фиалковыми глазами, которая даром что "не способна к общению с существами вроде" главного героя, очень внятно выкладывает ему целую концепцию путешествий между мирами и их побочных эффектов. Настолько внятно, что хочется воскликнуть: вот чем горе-путешественники занимаются в своих институтах, если их способно поучать любое новорожденное междумирье? Эх, люди...
Концовка на фоне второй части рассказа оказалось вполне ожидаемой, смутили только два момента. Во-первых, последняя фраза фиалковоглазой, сказанная в пустоту, выглядит очень уж театрально. Она даже не человек, к чему её монологи и досадливые гримасы? Ну и
Цитата
Он не убил её? Предал, бросил, разочаровал, обрёк на одинокие скитания, но – не убил? Сердце словно сжалось в комок и затем расслабилось, принося невероятное облегчение.
Да уж, нашёл повод для облегчения! А если "ближайший доступный мир" оказался-таки "слишком враждебным"?
В целом... Рассказ не так уж плох. Гладенький, неплохо вычитанный, не безнадёжно шаблонный. Встречал я и похуже, и, уверен, встречу ещё, на этом Пролёте в том числе. Если для автора "Сонница" - один из первых литературных опытов, то его и вовсе можно признать вполне удачным.
Но, повторюсь, я ждал от рассказа многого. Поэтому общее впечатление осталось скорее негативным.