Читал рассказ перед сном на верхней полке поезда - лучшая сказка на ночь, что я мог пожелать
В первую очередь хочется отметить, как виртуозно автор владеет словом. Стиль выдержан до самого финала, ритм текста нигде не диссонирует с содержанием, а многие из созданных автором образов заставляют просто пищать от восторга. Все, даже самые жуткие, эстетичны до мельчайших подробностей.
Характеры тоже заслуживают отличной оценки. Безымянка, как и положено кошке, гуляет сама по себе. Большая Торба пересыпает свои речи словечками "верно ведь", "не правда ли", словно всякий раз ждёт одобрения домочадцев, хотя видно, что ей плевать на чужое мнение - уж по меньшей мере тех, кто живёт наверху. Капюшонная Мать - за её просторечием ощущается почти стихийная сила. И много прочих, таких же ярких, пусть и нарисованных двумя-тремя взмахами кисти мастера.
Что касается сюжета и идеи - да, они достаточно просты, но понятны, и я не сказал бы, что слабы. Сюжет работает на рассказ, оттеняя его выгодные стороны, не стоит требовать от него многого. А идея мне и вовсе нравится: Рада предпочла нырнуть из старого, обжитого кошмара в новый, неизведанный. Остаться человеком, а не зверьём из Дома, существующим, "потому что так надо" и "потому что так было всегда". Сразу вспомнились слова из фильма по сказке Шварца: "я человек, а человек не может быть тенью".
Что касается устройства Дома, его тайн и секретов - тут, думаю, автор сказал ровно столько, сколько хотел сказать, предоставив читателю домысливать остальное. И приём, который удаётся нечасто, в случае с "Солью" неплохо сработал. Да, временами хотелось, чтобы автор приоткрыл хоть часть своей задумки - например, что случается с людьми, в которых врастают цепи? Но не лишат ли рассказ очарования такие вот пояснения? Не знаю. Поэтому с радостью принимаю его таким, каков он есть.
Сложно сказать что-либо про будущее рассказа на конкурсе, уж больно специфичным он вышел. Но готов поверить, что годы спустя буду вспоминать о двенадцатом Пролёте именно благодаря "Соли".
PS: забыл добавить про ошибки и опечатки. Удивительно, но и они для меня сыграли скорее за рассказ, чем против. Хотя это ни в коем случае не пожелание автору продолжать в том же духе