ЮНИТЫ
Каждая раса обладает своим, уникальным набором из 12 юнитов. Эти юниты условно делятся на 4 уровня — чем выше уровень, тем лучше юнит. Каждая раса обладает 4-мя юнитами 1-го уровня, 4-мя юнитами 2-го уровня, 3-мя юнитами 3-го уровня и одним юнитом 4-го уровня. За юниты приходится платить. Содержание юнита 1-го уровня обходится в 4 золотых за ход, 2-го — 6 золотых, 3-го — 8 золотых, 4-го — 10 золотых. Если тебе нечем платить, то мораль юнита начинает резко падать.
Скорость производства юнита зависит от размера города: чем больше город, тем быстрее строится юнит.
| Размер города |
Ур. юнита | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
2 | - | 2 | 2 | 1 |
3 | - | - | 3 | 2 |
4 | - | - | - | 3 |
Например, юнит 1-го уровня строится 2 хода в самом маленьком городе и вдвое быстрее — в более крупных городах.
У каждого юнита 6 основных характеристик:
Атака — чем выше атака, тем больше вероятность того, что юнит нанесет урон противнику. Для проверки попадания используется d100. Атака считается удачной, если на дайсе выпало больше 35. Каждое очко атаки прибавляет к результату проверки 5 ед.;
Защита — чем выше защита, тем больше вероятность того, что юнит не получит ранений при ударе противника. Каждое очко защиты отнимает от результата проверки попадания бьющего вас противника 3 ед.;
Сопротивление — сопротивляемость к магии; чем выше этот показатель, тем больше вероятность того, что магия на юнита не подействует. Для проверки попадания магией используется d100. Заклинание считается успешно выполненным, если на дайсе выпало больше 20. Каждое очко сопротивления отнимает от результата проверки попадания бьющего вас противника 3 ед.;
Урон — максимальная величина урона, наносимая противнику за один удар;
Очки здоровья — здоровье, и так все ясно;
Перемещение — запас хода; чем выше этот показатель, тем дальше может пойти юнит. Дальность движения зависит также от типа местности (подробности в разделе «Передвижение»).
Мораль
Моральное состояние войск — очень важный фактор. При низком уровне морали юниты могут просто отказаться служить игроку, превратившись в «нейтралов». При подсчете морального уровня за основу берутся расовые отношения. Затем к этой величине прибавляются или отнимаются модификаторы. Если юнит находится во враждебной ему местности, то из морального уровня вычитается 10; если в дружественной местности, то прибавляется 10. Если юнит запаниковал, то вычитается сразу 40. За каждый юнит враждебной расы, находящийся в том же отряде, вычитается 10. Если юниту не платится жалование, то за каждый ход из его морали вычитается по 10, и так вплоть до -50. Юнит со способностью Мастерство Бардов повышает моральный уровень каждого юнита отряда на 10.
Типы атак
Юниты могут атаковать по-разному. Обычная физическая и магическая атаки просто отнимают у юнитов хит-поинты. Прочие атаки приводят еще к дополнительный последствиям:
Пламя — поджигает юнит; подожженный юнит сам по себе может терять по несколько хит-поинтов за ход;
Лед — замораживает юнит, превращая его на 3 хода в беззащитную мишень (юнит не может отвечать ударом на удар);
Проклятье — «наводит порчу»; "испорченный" юнит не лечится сам по себе в течение трех дней (однако его можно вылечить с помощью способности Лечение и тем самым еще и снять порчу);
Святость — на 3 дня понижает на 2 единицы Атаку и Защиту;
Молния — оглушает юнит, превращая его на 1 ход в беззащитную мишень;
Отрава — отравляет юнит сроком на 3 дня; у отравленного юнита боевые характеристики понижаются на 1; вылечивается с помощью Лечения;
Стена — может крушить городские стены.
Юниты могут обладать защищенностью или иммунитетом ко всем перечисленным выше типам атак (Стена относится к физическим). В первом случае юнит получает только 50% повреждений, а во втором не получает их вовсе.
Чтобы иметь возможность просто драться врукопашную, юнит должен обладать способностью
"Удар". (Казалось бы, чего уж проще, но, тем не менее, многие стрелки не имеют такой способности.) Битва врукопашную длится два раунда. В ходе каждого раунда сначала бьет нападающий, а затем ему отвечает защищающийся. Однако такая очередность нарушается, если один из юнитов обладает способностью
"Первый Удар", которая предоставляет возможность ударить первым. Юнит с способностью
"Особый Удар" обладает дополнительным ударом. Юнит с
"Круговой Атакой" бьет «вкруговую» по всем соседним с собой клеткам.
"Заряд" дает бонус +2 Атаки к первому удару, а
"Парирование" снижает эффективность первого удара противника на 2 Атаки. Юнит со способностью
"Лидерство" добавляет +1 Атаки каждому члену своего отряда.
Благодаря
"Вампиризму" юнит забирает себе 1 ед. здоровья при удачной атаке. Юнит с
"Регенерацией" быстрее восстанавливает свое здоровье после сражения. Юнит со способностью
"Лечение" восстанавливает 5 очков здоровья у любого дружеского юнита, однако может делать это только 1 раз в день.
Наконец,
"Святая Защита" успешнее борется с злыми-существами (имея против них +2 Атаки, +2 Урона), а
"Покров Тьмы" — с положительными-существами (+2 Атаки, +2 Урона).
"Убийство Драконов" позволяет эффективнее бороться с драконами (повышая Атаку против них на 3).
Часть юнитов обладает также способностью обстреливать чем-либо с некоторого расстояния. Обстрелы также бывают разного типа и различаются по дальности выстрела. Некоторые типы обстрелов повторяются несколько раз (например, юнит со способностью
"Метание Камней" кидает камни четыре раза подряд). Также следует обратить внимание, что у всех обстрелов есть собственные показатели Атака и Урон, не зависящие от соответствующих характеристик юнитов, относящимся к рукопашным схваткам.
Типы стрельбы | Дальность | Атака | Урон | Повтор | Тип атаки |
Стрелы | Средняя | 4 | 2 | 2 | Физический |
Стрелы Смерти | Средняя | 6 | 3 | 1 | Смерть |
Дыхание Смерти | Короткая | 7 | 5 | 1 | Смерть |
Огненный Шар | Средняя | 5 | 4 | 1 | Огонь |
Ледяное Дыхание | Короткая | 7 | 5 | 1 | Лед |
Божественное Дыхание | Короткая | 7 | 5 | 1 | Жизнь |
Адский Взгляд | Длинная | 6 | 5 | 1 | Смерть |
Огненное Дыхание | Короткая | 7 | 5 | 1 | Огонь |
Пушка | Длинная | 5 | 8 | 1 | Физический, Стены |
Мушкет | Длинная | 7 | 5 | 1 | Физический |
Метание Пламени | Короткая | 7 | 3 | 1 | Огонь |
Ледяные Стрелы | Средняя | 6 | 3 | 1 | Лед |
Ядовитое Дыхание | Короткая | 7 | 5 | 1 | Отрава |
Святые Стрелы | Средняя | 6 | 3 | 1 | Жизнь |
Бросок Валуна | Длинная | 3 | 7 | 1 | Физический, Стены |
Метание Камней | Средняя | 3 | 1 | 4 | Физический |
Электрические Стрелы | Средняя | 6 | 3 | 1 | Молния |
Магические Стрелы | Средняя | 7 | 3 | 1 | Магический |
Ядовитые Дротики | Средняя | 4 | 1 | 3 | Отрава |
Дротики Смерти | Длинная | 5 | 5 | 2 | Смерть, Физический |
Стрельба Дротиками | Длинная | 5 | 5 | 2 | Физический |
Ядовитые Иглы | Короткая | 5 | 4 | 1 | Отрава |
Способность
"Меткая стрельба" повышает эффективность обстрелов:
1-й уровень: +1 Атаки
2-й уровень: +1 Атаки, +1 Урона
3-й уровень: +2 Атаки, +1 Урона
4-й уровень: +2 Атаки, +2 Урона
"Соблазнение" и
"Очарование" «околдовывают» юнит, заставляя его забыть, «что он и где он». На весь оставшийся ход юнит остается стоять как истукан, не отвечая на направленные на него атаки. Полезно использовать против «крутых» юнитов, чтобы затем наваливаться на них всем скопом.
"Сеть" набрасывается на юнит, а
"Впутать" опутывает его корнями. И в том, и в другом случае юнит обездвиживается на 3 хода; более того, он даже не отвечает ударом на удар, превращаясь в беззащитную мишень, а его Защита понижается на 2 пункта.
В случае успешного применения
"Похищение" игрок получает в свое распоряжение тот вражеский юнит, на который была направлена эта атака; причем этот юнит остается под командованием игрока и по окончании сражения. Новый юнит также обладает способностью
"Похищение" и может «переселяться» в другие юниты. В случае гибели этого юнита на его месте остается изначальный юнит, который им «овладел».
"Доминирование" просто завладевает вражеским юнитом без всяческого "переселения душ", как при
"Похищение".
"Вызов Смерти" действует по принципу «пан или пропал»: в случае успешного его применения жертва мгновенно гибнет, а в случае неудачи не происходит ничего.
Все перечисленные виды атак относятся к «контактным»: для их применения необходимо добраться до юнита и прикоснуться к нему. Эти атаки обладают весьма высоким показателем Атаки (от 4 до 7), и целесообразно их проводить против особо крутых юнитов.
"Изгнание Смерти" тоже «контактная» атака, но она может использоваться только против нежити. В зависимости от уровня наносит удары такой силы:
1-й уровень: 4 Атака, 4 Урона
2-й уровень: 5 Атака, 5 Урона
3-й уровень: 6 Атака, 6 Урона
4-й уровень: 7 Атака, 7 Урона
Имеются еще юниты-камикадзе со способностью
"Самоуничтожение": погибая сам, такой юнит наносит приличный удар (Атака=7, Урон=6) по всем соседним клеткам. С помощью такого юнита можно также взрывать крепостные стены.
Передвижение
Летают по воздуху только юниты со способностью
"Полет" или
"Парящий", причем скорость их передвижения не зависит от местности, над которой они летят (стоймость клетки передвижения (скп) = 4). (Единственное отличие — парящие юниты не могут перелетать через стены или другие препятствия на тактической карте.) Нападать на летающие юниты могут только летающие же юниты либо стрелки.
Плавать могут только юниты со способностью
"Плавание" или
"Мореходство" (скп=4); для хождения по суше необходимо иметь
"Ходьба". Далее будем рассматривать только пешие юниты.
Для преодоления гор необходимо обладать способностью
"Альпинизм"; при этом скп=8. Эта же способность облегчает хождение по холмам, снижая скп с 6 до 4.
"Лесничество" облегчает хождение по лесу, снижая скп с 6 до 4. При хождении по грязи или по подземельям весьма кстати будет
"Изучение пещер", также снижая скп с 4 до 3. Юниты со способностью
"Туннелирование" могут прокладывать новые туннели по подземным уровням (скп=10), но только по «проходимым» породам.
Все прочие типы местности (пустыни, травы, льды, снега, степи) преодолеваются с скп=4. Легче всего идти по городам и дорогам, там скп=3.
Некоторые юниты меняют тип местности, по которой они движутся. Но таких юнитов всего три.
Ледянная Холода расы фростлингов благодаря способности
"Путь Севера" оставляет за собой снега;
Лесной Элементаль эльфов оставляет за собой траву (
"Путь Сада"), а «бессмертный»
Жнец — пустошь (
"Путь Разрушения").
Юниты со способностью
"Скалолаз" могут перелазить через городские стены, а с
"Насквозь" — просто проходить через них ( то и другое — на тактической карте).
Обзор
Способность
"Зрение" существенно расширяет обзор видения:
1-й уровень — на 2 клетки;
2-й уровень — на 4 клетки;
3-й уровень — на 6 клеток;
4-й уровень — на 8 клеток.
"Ночное Зрение" немного расширяет видимость на подземных уровнях.
Ряд юнитов обладают способностью прятаться (
"Маскировка") в определенной местности:
"Маскировка Песка" — в пустыне;
"Маскировка Листвы" — в траве;
"Маскировка Метели" — в снегу;
"Маскировка Ветров" — в степи;
"Маскировка Пыли" — на пустыре;
"Маскировка Волн" — на воде;
"Маскировка Тени" — на подземных уровнях.
Но где бы юнит ни скрывался, ему не укрыться от взгляда юнита со способностью
"Истинное Зрение" (кроме того, эта способность немного увеличивает радиус обзора видения).
Техника
Юниты-машины не обладают моралью и, следовательно, служат верой и правдой независимо от расовой принадлежности. Если игрок захватил город недружественной расы, то он может смело производить там машины, не опасаясь, что они откажутся служить ему.
Все расы, кроме азраков, могут строить
Тараны — простейшие осадные орудия 1-го уровня. Тараны не пригодны ни на что иное, кроме как долбить стены. Тараны движутся весьма медленно, зачастую задерживая всю армию. Раса нежити имеет слегка модифицированный таран —
Костяной Таран — с Атака=2 (вместо Атака=1) и кучей дополнительной защиты. Правда, у такого тарана чуть меньше очков здоровья (8 вместо 10), а стоит он чуточку дороже (25 вместо 23).
Катапульты — это следующее поколение осадных орудий. Тащатся столь же медленно, как и тараны, зато могут кидаться камнями на приличное расстояние, поражая не только стены, но и юниты. Все расы, кроме ящеров, обладают катапультами. Раса нежити и тут соригинальничала: у нее Черепометатель с характеристиками катапульты и массой дополнительной защиты. Стоит она чуть дороже обычной катапульты (60 вместо 58).
Для стрельбы по юнитам с дальнего расстояния используются
Баллисты. Их могут строить все, кроме, опять же, ящеров. У орков своя модификация баллисты —
Уничтожитель, стреляющая стрелами-проклятьями. Вся и разница. Только за возможность стрелять такими стрелами приходится ощутимо приплачивать (75 вместо 56 за обычную баллисту).
У гномов и людей имеются также воздушные транспортные средства.
Воздушная Галера людей может даже претендовать на звание суперъюнита: помимо того, что в нее вмещается 7 юнитов, Воздушная Галера обладает прекрасными боевыми характеристиками и может стрелять с дальнего расстояния. Воздушная Галера — юнит 4-го уровня, строительство которого «влетает в копеечку»: 230 золотых.
Воздушный Шар гномов совершенно безоружен и вмещает только 5 юнитов, зато обладает гораздо большим радиусом обзора (
"Зрение" III) и стоит в 4 раза дешевле Воздушной Галеры.
Прочие машины можно приобрести только вне городов. Гильдия Плотников поставляет 3 вида машин.
Каменщик — восстанавливает любые разрушенные сооружения, включая города; может строить Форт и Верфь. Эти операции требуют денег, и машина исчезает после строительства/восстановления. С помощью Каменщика можно также прокладывать дороги (бесплатно, и машина не исчезает).
Бурав — очень полезная штучка на подземных уровнях, так как позволяет бурить туннели в мягких породах. Особенно ценна для рас, не обладающих собственными юнитами со способностью
"Туннелирование".
Огнемет — простейший огнеметчик, действующий только на близких расстояниях. Он довольно эффективен, но с ним много мороки: того и гляди зацепит своих и легко разрушается вражеской кавалерией.
На
Пристанях можно строить транспортные корабли четырех типов. Все корабли имеют приличный радиус видимости (
"Зрение" II) и перевозят от 5 до 7 юнитов. Простейший транспортный корабль 1-го уровня ничем не вооружен.
Призванные юниты
Существуют и «магические» юниты, которые вызываются с помощью заклинаний. Эти юниты не имеют расовой принадлежности, и на их
Поддержку требуется мана.
Имя | Магия | Подд. | АТК | ЗАЩ | СПР | УРН | ОЗД | ПРВ | Способности |
Черный Паук | Смерть | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 6 | 28 | Ходьба, Удар, Изучение пещер, Иммун. к ядам, Удар Отравой, Сеть, Скалолаз |
Гиганская Лягушка | Вода | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 5 | 28 | Ходьба, Удар, Плаванье |
Вепрь | Земля | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 36 | Ходьба, Удар, Заряд |
Сирена | Секрет | 3 | 3 | 1 | 6 | 2 | 5 | 26 | Плаванье, Удар |
Огненый Дух | Огонь | 3 | 5 | 2 | 4 | 3 | 7 | 24 | Ходьба, Удар, Удар Пламенем, Иммун. к Огню, Иммун. к Молнии, Иммун. к Отраве, Поджег |
Великий Орел | Воздух | 6 | 4 | 2 | 3 | 3 | 7 | 40 | Полет, Удар, Зрение II |
Золотистый Дракон | Жизнь | 8 | 5 | 7 | 8 | 5 | 20 | 32 | Полет, Удар, Божественное Дыхание, Неустрашимость, Иммун. к Святости, Защищенность от Огня, Зрение II |
Воздушный Элементаль | Воздух | 12 | 5 | 2 | 3 | 3 | 12 | 32 | Полет, Удар, Иммун. к Огню, Иммун. к Льду, Иммун. к Молнии, Иммун. к Отраве, Физ. Иммун., Зрение II |
Земляной Элементаль | Земля | 12 | 6 | 4 | 4 | 8 | 20 | 20 | Ходьба, Удар, Изучение пещер, Альпинизм, Иммун. к Отраве, Туннелирование, Защ. от Огня, Защ. от Молнии, Крушение Стен |
Огненный Элементаль | Огонь | 12 | 6 | 4 | 8 | 5 | 17 | 26 | Ходьба, Удар, Удар Пламенем, Огненный Шар, Поджег, Иммун. к Огню, Иммун. к Отраве, Иммун. к Молнии, Физ. Защ. |
Водный Элементаль | Вода | 12 | 6 | 2 | 3 | 4 | 14 | 24 | Ходьба, Плаванье, Удар, Физ. Защ., Маскировка Волн |
Дракон Мрака | Смерть | 12 | 6 | 5 | 8 | 6 | 20 | 32 | Полет, Удар, Дыхание Смерти, Иммун. к Смерти, Неустрашимость, Защ. к Отраве, Зрение II |
Сирон | Секрет | 16 | 8 | 6 | 10 | 5 | 20 | 28 | Ходьба, Удар, Парирование, Иммун. к Магии, Иммун. к Льду, Иммун. к Молнии, Иммун. к Отраве, Иммун. к Смерти, Иммун. к Святости |
"Бесхозные" юниты
Такие юниты невозможно ни производить, ни вызывать с помощью магии. Чаще всего они играют роль стражников, охраняющих артефакты, и тогда приходится с ними биться. В этом случае игрок может овладеть ими с помощью способностей
"Доминирование" или
"Похищение". Впрочем, они могут быть и пленниками в
Пещерах — это единственный способ получить их мирным путем. "Бесхозные" юниты, вставшие под контроль игроков, также требуют
Жалования — в золоте.
Имя | Жалование | АТК | ЗАЩ | СПР | УРН | ОЗД | ПРВ | Способности |
Волк | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 36 | Ходьба, Удар, Лесничество |
Друид | 6 | 4 | 2 | 5 | 2 | 6 | 26 | Ходьба, Магический Удар, Электрические Стрелы, Впутать, Лечение, Рассеивание Магии I, Лесничество, Защ. от Отравы, Защ. от Молнии |
Мумия | 6 | 4 | 1 | 5 | 4 | 12 | 24 | Ходьба, Удар Проклятьем, Регенирация, Иммун. Отраве, Иммун к Смерти, Защ. от Молнии, Защ. от Льда |
Морской Змей | 8 | 6 | 3 | 3 | 8 | 15 | 40 | Плаванье, Удар |
Ветераны
Участвуя в сражениях, юниты набираются опыта и становятся ветеранами. Есть два уровня ветеранства. За первый уровень юнит получает +1 Атака, +1 Защита, +1 Очки Здоровья; за второй +1 Урон и +1 Очки Здоровья. Кроме того, повышается уровень некоторых способностей, если юниты обладали таковыми (например,
"Меткая стрельба"). Мгновенно повысить уровень ветеранства можно и на арене. Тогда за каждый юнит придется заплатить некоторую сумму (от 5 до 20 золотых за первый уровень ветеранства, и в 2 раза больше — за второй). Есть и такая хитрая магия,
"Военное Положение" называется: повесишь ее над городом, и город начинает выдавать "серебряных" ветеранов. Ветераны не просят дополнительного жалования, так что получаешь более сильный юнит за ту же цену.