как я уже говорил, писать о подобных произведениях мне очень тяжело. Потому что в мире есть не только земля - далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь, мера всему*, имя которой матчасть. Есть ещё и Небо, а Небо — это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени**, ощущение и образ, к которым сложно подойти с позиции логики. Великое искусство лежит между небом и землёй. Искусство полёта.
Искусство полёта... Что есть полёт? Неподъемная гора матана, описывающего поведение воздушных потоков, гора оборудования, на которые должен смотреть пилот чтобы держать летательный аппарат в рамках допустимы отклонений - иначе падение неизбежно. Титаническая масса конструкций, таблицы сопромата, тонкости изготовления каждой детали... Но всё же, что есть полёт? это прежде всего, крылья, давление под которыми выше, чем над ними. Подъёмная сила.
И будь рассказ преисполнен категориями земли, я написал бы тут целую простыню текста, в подробностях поясняющую все этапы полёта, разъясняющую всё что можно измерить и логически постичь. Но рассказ написан категориями неба, и подход здесь будет иной.
Потому что если посмотреть на стремительно летящую в небе птицу, я понимаю что ревущий турбинами самолёт по сравнению с ней - грубая попытка человека, мыслящего категориями земли, воссоздать то, что создано категориями неба. Прекрасное в своей неподвластной математике гармонии.
И готовясь писать отзыв на созданное небом, я хочу выключить холодную логику, чтобы ощутить, прочувствовать, представить и увидеть.
Итак...
Цитата(Higf)
Больше похоже на стихи, чем на рассказ, и по ощущениям
Цитата
Когда - под крылом - добежит земля
К взлетному рубежу,
Зажмурь глаза и представь, что я
Рядом с тобой сижу.
Пилот на табло зажег огоньки,
Искусственную зарю,
А я касаюсь твоей руки
И шепотом говорю...
Это надо читать в спокойной обстановке, отрешившись от всего. А потом закрыть глаза и попробовать себе представить всё это. И ещё раз перечитать.
Достоинство данного рассказа в отличии от конкретики "земных" креативов в том, что иносказательные образы, заложенные автором при наличии у читателя воображения, понимания и восприятия, магическим образом трансформируются во что то близкое ему. Человек с крыльями - кто он? прежде всего он Мечтатель. Иначе не появились бы расхожие образы "полететь на крыльях фантазии", и не появилась бы легенда о Дедале и Икаре, и не будь мечтателей, жизнь была бы очень скучна. Человек всегда стремился к небесам, ибо с ними было связано всё возвышенное и прекрасное.
Но между тем, я вижу как исчезает умение мечтать у тех, кто казалось бы должен это делать лучше всего - у людей искусства. Я видел сегодня по ящику какую то уродскую кубистическую скульптуру, и автор утверждал что это - искусство. Может быть это и искусство, но математическое выверивание каждой грани, в итоге приводящая к уродству - это категория Земли, где есть мера всему. Кроме красоты, ибо к ней не подойдешь с лекалом.
Мечтателям словно подрубили крылья в страхе, в зависти, что эти люди могут летать, и быть выше тех, других, которые не могут ничего. С тех пор очень многие из них не могут летать.
Цитата
Или забыли, как это делается. А рудиментарные отростки, торчащие из наших лопаток, купировали ещё в младенчестве.
И отправляя в полёт громоздкую машину из металла и пластика, знаешь, что она полетит, ибо всё рассчитано. Но хочется вдыхать ветер, и летать на своих крыльях, не глядя на приборы, не зачитывая карту проверки перед взлётом, не считая сколько осталось топлива в баках, не ища, закусив кончик языка, траекторию захода на посадку по радиомаякам, не видя полосы... Хочется лететь не как на кукурузнике - всё время глядя вниз, а смотреть в небо, вся красота которого открывается там, на высоте.
Человек с купированными крыльями ощущает полёт не чувственно, но аналитически - по приборам.
Этот рассказ полон ощущений.
Цитата
Дотрагивался подушечками пальцев до шершавой поверхности натянутого на подрамник холста - и материя отвечала звенящим отзвуком.
Этот рассказ словно нарисован кистью и красками. Но образы переданы словами, и хотя автор не иероглифы искусно выписывал кистью, а писал слова, складывая их во фразы и предложения, то основное, что было бы в картине, тот образ - остался.
Цитата
Девочка приходила в парк кормить голубей, и всякий раз, натыкаясь на меня, оставляла своё занятие, опускаясь рядом на парапет моста, свешивая над водой ноги. Пернатые следовали за груздем, окружая нас суетливым воркованием. Они садились на её шляпу, мой мольберт.
а как должно быть печально было тому, кто был рождён летать, изо дня в день наблюдать тех, кому никто не сможет купировать крылья.
у героя рассказа творческий кризис, и кисти не ведут его за собой, ибо ими должна управлять мысль, обрисовывающая образ, и холст не открывает ему тайну, молчанием отвечая на невысказанный вопрос "чем ты будешь?". Но вот...
Цитата
Когда повязка была, наконец, снята, я обнаружил себя в атриуме старого собора. Уходящие ввысь своды были расписаны потрескавшимися от времени фресками, а из купола апсиды лился мягкий свет витражей, наполняя золотистым, коралловым, лазоревым глубину тёмных нефов. Затаив дыхание, я созерцал эту внезапную красоту, улыбаясь глупышке и её нечаянному подарку. Я и забыл, когда в последний раз поднимал голову, чтобы увидеть настоящее; захлебнуться в нём, родном, позабытом. Обретённом на единственный миг.
только представьте себе витраж. Ничего не напоминает?
Существует мнение, что эти соборы похожи на застывшие устремившиеся в небо космические корабли. Космическим кораблям не нужны крылья, только огонь, только свет, их цель - небо. И свет проходящий сквозь небо, падает вниз, проходя через расширенный в изумлении зрачок зрителя, отпечатывается в его мыслях образом. Де жа вю. Герой, ты никогда не видел небо с высоты, но ты ощутил это чувство сейчас, такое знакомое, возникшее от света, преломленного цветным витражом.
слов нет, одни образы. К сожалению удачно поймать кадр - задача сложная, но например я, в отличии от многих кто ни разу в жизни не летал на самолёте, прекрасно помню бурю чувств, которые вызывало пылающее красным, оранжевым, фиолетовым и синим небо над облаками. Наверно поэтому мне нравится небесный свет, проходящий сквозь витражи.
Далее рассказ переходит к описанию антагонистской расы. Мне вспоминаются не чиновники с прозрачными глазами, перед которыми робеет даже сильный духом, не чекисты, которые кажется буравят своим взглядом душу насквозь, выворачивая её наизнанку, нет. Сложно даже подобрать образ... Слова "гипноз" и "телепатия" пробуждают ассоциацию с тем, что люди видят по телевиденью, принимая это за правду, какую бы чушь не несли с экрана. Те кто говорят с экрана будто (а впрочем, почему будто) знают мысли своих зрителей. Хвостатые пиарщики гипнотизируют фразами "здоровый образ жизни - элементарно! %диета%, %специально разработанный британскими учеными супер-БАД%", "купи сейчас - тебе это нужно",
"голосуй или проиграешь"...
Кто режет крылья тем, кто рожден чтобы летать, творить, мечтать? Те, кто говорит так, что им веришь, что шедевр искусства - это вот эта кубическая стат
уя. Что произведение искусства может считаться таковым только если стоит бешеных денег, в то время как по правде, искусство - не имеет цены. Оно вечно, и создано не для того чтобы быть купленным. Если сгорит "шедевр" купленый Васей за сто штук баксов, Вася расстроится. Если сгорит "Тайная вечеря" - будет рыдать весь мир.
Цитата
- Хвостатые сумели провести постановление о том, что теперь мы должны получать специальные прививки, - сообщил Снег.
... и в школе на уроках
труда рождённые летать получают эти самые прививки...
Мартин Нимёллер сказал, и слова его были переведены на десятки языков:
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». Он был заключен в лагеря, и был освобожден из Дахау в 1945 году войсками союзников.
Цитата
Меня всегда удивляла жизненная активность Снега. Он даже состоял в какой-то подпольной организации, ставящей своей целью обнаруживать мокошей, чтобы те не могли скрыто манипулировать массами.
Таков путь того, кто видит, куда дует ветер. Он не может молчать.
Цитата
Я же всегда был изгоем и, отгородившись ото всех своим горбом, мало интересовался, как массами, так и их управителями.
... а таков путь людей искусства, ибо искусство аполитично.
Цитата
И если ребёнком мне удавалось спрятаться от невзгод, закутавшись в тёплый плед собственных фантазий о переменах, которые непременно наступят, стоит мне вырасти и встать за штурвал, то позже мои чаяния оборвались, раздробившись о прибрежные скалы устоявшихся констант. Мир был занят, распределён. Мне оставались холсты. Я путешествовал по городам, перенося на полотно их разноликие очертания - строгие, странные, шумные, мягкие. Но однажды странствия прекратились - меня сломила болезнь. Обосновавшись в старом родительском доме, первое время я ещё не выпускал из рук кисти. Они пели, дрожали, звенели, не отпускали меня тоже - до тех пор, пока смысл ещё зиждился в моём измятом сознании. Но день ото дня мир серел, сливаясь в унылой безликости. Я слышал лишь завыванье ветров, и с каждой осенью всё острей.
Оставьте константы математикам...
в детском сказочном фильме "Город мастеров" был Горбун. И ещё читая в первый раз, на этом месте я понял - герой умеет мечтать. Эти крылья у него не могут отнять хвостатые. И кровоточил горб...
Цитата
Меня звала высь. Откуда-то из-под рёбер. Безотчётное желание обрести дом. Я рухнул в небо.
и я вижу как развернувшись на карнизе спиной вперед, человек с горбом упал, но не вниз, а в небо, распахнув сложенные до того, прорезавшиеся крылья, и внешняя суть стала подобна внутренней.
Цитата
- Давненько летокрылы не показывались в наших краях, - проскрипело за моей спиной. Обернувшись, я увидел дремучего старика, больше напоминавшего худотелого богомола, нежели человека. Под низко нависшими веками застыли слюдяные капли глаз, густые морщины покрывали изжелта-оливковую кожу.
- Нам обрезали крылья.
Старик понимающе кивал, и его тонкая шея, казалось, едва удерживала тяжёлую голову.
- Каждый сам волен заключать себя в рамки, - вздохнул он. - Как и выходить из них.
- Не всегда выбор определяется желанием, - возразил я, с удивлением рассматривая аборигена.
- Всегда, всегда, - кивал старик, пожёвывая свои сухие губы и, как я потом заметил, лист терпко пахнущего растения. - Ты же здесь.
... чем определяется выбор, если не желанием? обстоятельствами.
Представим себе человека, из за горба не мыслившего себе даже приблизиться к той, что нравилась ему, и вот он опьянен полётом, и кто знает что у него на душе? мысли о счастье, которое можно разделить с другим человеком. Показать небеса с высоты птичьего полёта. Мечтателями легко манипулировать, ибо их очень легко ранить. И боясь потерять обретенную надежду, они может быть будут стреляться с друзьями, потому что один разворот и шаг прочь, заставляют сомневаться в прежде незыблемых истинах. Но даже если и будут, пули полетят мимо, и ни гипноз, ни окрик не заставят человека мечтающего, выстрелить в ближнего. Он мечтает не о лучшем мире, во имя которого можно лить кровь вёдрами. Он мечтает о небе, которому чужда всякая грязь, принадлежащая земле. И друг его не выстрелит, ибо не видит врага в том, за кого он сражается словом. И лишь хвостатая масса вцелом, и каждый из принадлежащих к ней по отдельности, будет пытается убить, потому что иначе её ценности не будут стоить ломаного гроша, а власть прервется. Для них это невыносимо.
Движение крыльев... Глядя как тяжелая птица перед взлётом машет крыльями, прогоняя по траве тугую волну ветра, понимаешь что эти два понятия - ветер и крылья - взаимосвязаны. Не поймав ветер, не взлетишь. Нет крыльев - не поймаешь ветер. Но если произойдет чудо, и небесный человек сам станет ветром, он будет трепать людям волосы, заставлять деревья шуметь ветвями, играть на водосточных трубах, словно на орг
ане. В головах тоже может быть ветер. К этому ветру поднимает свои крылья мечта. И возрождается то, что умерло.
**Небо — это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени
*Земля — это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь
Сунь Цзы.
Сложность в написании этого отзыва во многом в том, что автор мог вложить в своё произведение совсем другие мысли, идеи и образы. Я слишком привык оценивать бесстрастно, но это неправильно - оценивать Небо категориями Земли.
Поэтому, резюмируя - я скажу: это прекрасный рассказ. Этот тезис не нуждается в математических доказательствах и обоснованиях. Эмпирическое доказательство - выше. Рассказ определенно имеет смыслов больше, чем любой роман с массой сюжетных линий; не противоречит внутренней логике, написан грамотным, поэтическим языком, наполнен образами... даже мораль, которую я для себя вывел, мне нравится. И я писал это, оставив константы математикам.