2
Падение черного ястреба
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%C2%AB%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B0%C2%BB
Текст спрятан. Кликнуть для отображения.
Утром 3 октября 1993 года состоялся очередной митинг сторонников Айдида, на котором присутствовал Омар Салад — «министр иностранных дел» Айдида. Авиаразведке удалось проследить маршрут автомобиля Салада после митинга до здания в квартале к северу от гостиницы «Олимпик»
Примерно в 13:30 агентура ЦРУ сообщила, что Салад планирует провести встречу с Абди Гасаном Авалем по прозвищу Кебдид, «министром внутренних дел» Айдида.
Агенту из местного населения было велено подвести свой автомобиль к предполагаемому месту встречи и остановиться возле здания, сымитировав поломку автомобиля на достаточное время, чтобы операторы вертолётов-разведчиков успели зафиксировать координаты. Агент проделал требуемое, однако продолжил движение слишком быстро. Ему велели повторить операцию. На этот раз камеры зафиксировали, что он остановился у одного из зданий в районе гостиницы.
Было принято решение о рейде. Однако в процессе согласования позиций на основании фотографий с вертолётов выяснилось, что наземный агент, испугавшись, остановился не у того здания. Ему было приказано объехать квартал и повторить прямо у требуемого здания. На этот раз машина остановилась именно у того дома, в который, по данным авиаразведки, приехал Салад.
Примерно в 15:30 генерал Гаррисон произнёс «Айрин» — кодовое слово начала операции, которое непосредственно бойцам продублировал пилот Супер 64 Майк Дюрант
Спустя ещё три минуты с базы выехал наземный конвой.
Около 15:40 спецназ «Дельты» высадился с вертолётов в районе нужного здания и успешно начал его штурм. Практически в то же время по периметру квартала на четырёх перекрестках были высажены четыре взвода рейнджеров при помощи т. н. «быстрых верёвок».
Захват здания и необходимых лиц прошёл успешно и без происшествий, в плену оказалось 24 человека, среди которых были и оба министра Айдида. Единственными осложнениями были падение одного из бойцов при высадке с 20-ти метровой высоты и неожиданно сильный обстрел десантных групп, лишавший рейнджеров мобильности. В ходе данной операции силы СНА появились на месте событий на несколько минут быстрее, чем при предыдущих рейдах. Одновременно у места событий собирались толпы гражданского населения. По воспоминаниям солдат, боевики смешивались с толпой мирных граждан, прятали оружие под одеждами, чтобы быть незамеченными с вертолётов, и огонь открывали уже вблизи от американцев. Оружие убитых подбиралось прохожими, и вновь открывался огонь, причём стреляли порой и женщины, и дети.
Наземный конвой из 9 бронеавтомобилей Хамви и 3 грузовиков M939 подошёл вовремя. Однако потребовалась срочная эвакуация пострадавшего при высадке рядового Тодда Блэкбёрна, и его экстренно отправили на базу на трёх автомобилях Хамви (конвой ушёл под командованием сержанта Стракера). В ходе передвижения эвакуационной группы по городу оказалось, что на улицах появились баррикады, вынуждавшие отряд менять маршрут. С окружающих крыш и из переулков по машинам вёлся сильный огонь, которым был убит пулемётчик одной из машин.
Тем временем началась погрузка захваченных людей в оставшиеся автомобили.
Огонь противника резко усилился, помимо автоматического оружия использовались и гранатомёты РПГ-7 советского производства. Гранатами были выведены из строя один грузовик и один Хамви. Спустя ещё пять минут из РПГ был сбит вертолёт UH-60 «Блэк Хок» (позывной «Супер 61»), в котором находилось 6 человек: 2 пилота, 2 стрелка экипажа и 2 снайпера «Дельты». Командование вынуждено было резко менять весь план операции. Часть бойцов осталась прикрывать погрузку пленных, остальные были направлены к месту падения вертолёта.
С места падения удалось эвакуировать двух раненых с помощью MH-6 (позывной «Star 41»[3]), но приближающиеся отряды милиции вынудили небронированный вертолёт взлететь. С вертолёта поисково-спасательного отряда с помощью «быстрых веревок» десантировались бойцы и медики (всего 15 человек), которые обнаружили, что в упавшем вертолёте остаётся ещё двое раненых и тела погибших пилотов. Однако их вертолёт («Super 68») в ходе высадки получил серьёзные повреждения от огня противника и с трудом добрался до аэродрома.[3] Спасатели заняли круговую оборону, к ним постепенно присоединялись подошедшие бойцы «Дельты» и рейнджеры, но также прибывали и новые сомалийцы. Завязалась ожесточённая перестрелка.
Занявший место сбитого вертолёта UH-60 (позывной «Super 64») под управлением Майкла Дюранта также оказался поражён выстрелом из РПГ. Оказался повреждён хвостовой ротор, пилоты направились на базу, однако в пути ротор окончательно развалился, и вертолёт упал в паре километров от места падения «Super 61».
Конвой начал движение к месту падения «Super 61», но оказался под ожесточённым огнём с крыш и переулков и понёс потери. Улицы были перегорожены баррикадами, водители, несколько раз сворачивали на неверных поворотах, и в итоге колонна вернулась к исходному месту начала операции, что привело к тому, что отряд прозвали «Потерявшийся конвой» (англ. Lost Convoy). К этому времени убито и ранено было уже половина бойцов отряда, и было принято решение пробиваться на базу.
Место падения второго вертолёта оказалось на удалении от основных сил миротворцев, второй поисково-спасательной группы в резерве не имелось, экипаж остался фактически без прикрытия. С одного из вертолётов, барражировавших над местом аварии, высадились два снайпера спецотряда «Дельта» Шугарт и Гордон. Командование дважды отказывало им в разрешении на высадку, но на третий запрос ответило согласием. Они обнаружили живыми, но ранеными, обоих пилотов и в течение часа сдерживали наступавших сомалийцев. Прикрывавший их с воздуха вертолёт UH-60 «Super 62» также оказался подбит гранатой РПГ, и совершил аварийную посадку в районе морского порта, откуда экипаж был эвакуирован пилотами «Super 68», к тому времени сменившими разбитый вертолёт на резервный.[3]
В 17-45 к месту падения второго вертолёта вышел спешно собранный отряд из 22 бронемашин Хамви (конвой оперативного реагирования), с экипажами, в состав которых вошли, в том числе, и свободные штабные работники. Но отряд не смог пробиться к месту падения, наткнувшись на плотный огонь противника и подготовленные баррикады, мешавшие проезду. Отряд был скован непрерывным боем, мешавшим продвижению к цели. Командир отряда, подполковник Дэвид доложил в штаб, что отряд блокирован. В 18-21 Гаррисон отдал приказ возвращаться на базу, но только на то, чтобы вырваться из боя, ушло почти час. Об ожесточённности сражения говорит факт, что в ходе перестрелки бойцы конвоя израсходовали около 60 000 патронов.
Оба бойца Дельты, прикрывавшие место падения «Super 64» погибли, также как и второй пилот. Выживший Майк Дюрант расстрелял все патроны и был захвачен в плен.
С наступлением темноты оба конвоя (и «потерявшийся», и оперативного реагирования) возвратились на базу, в то время как в городе, прикрывая место падения «Super 61», оставалось 99 человек, среди которых был и тяжело раненый в ходе боя капрал Джейми Смит. Вертолёт «Super 66» около 20-00 сбросил наземным силам воду, боеприпасы и медикаменты, но эвакуировать Смита не удалось, вертолёт был повреждён огнём (на базе на нём насчитали примерно 40-50 попаданий[3]) Смит скончался через час. Сомалийские военные пробовали применить миномёты, но отказались от этой идеи после того, как выяснилось, что в зданиях, занятых американцами, находится и мирное население.
В 21-00 американское командование было вынуждено обратиться за помощью к миротворцам ООН, к этому времени из строя было выведено 5 вертолётов UH-60 оперативно-тактической группы и вариант с эвакуацией бойцов воздушным транспортом стал окончательно невозможен. Спешно началась разработка плана эвакуации силами подразделений 10-й горной дивизии при поддержке малайзийских бронетранспортёров и пакистанских танков.
Отряд (конвой спасателей) вышел с базы миротворцев ООН лишь в 23-11. В его составе насчитывалось 4 танка и 24 бронетранспортёра, а также Хамви и грузовики, живую силу отряда составляли две роты лёгкой пехоты, а также до 50 бойцов группы «Рейнджер». Конвой разделился на две части. Одна группа двигалась к месту падения «Super 64», прибыла на место примерно в 2-00 4 октября, но не обнаружила там ни выживших, ни тел погибших, после чего вернулась на базу, хотя по первоначальному плану обе колонны должны были вновь соединиться. Другая с боем пробилась к месту падения «Super 61» около 1-55, где потребовалось спецоборудование и время для извлечения тел пилотов.
Всё ночное время пилоты вертолётов прикрытия АH-6 продолжали вылеты, каждый сделал по 6 боевых вылетов, в ходе которых они потратили 70 000 — 80 000 патронов и 90-100 неуправляемых ракет.[3]
Эвакуация началась только в 5-30 утра, однако всем места в машинах не хватило, и часть солдат должна была выбираться пешком, прикрываясь бронетехникой. Однако водители конвоя начали движение на нормальной скорости, и пешие бойцы оказались без прикрытия. Им потребовалось пройти примерно полмили до точки встречи с конвоем (этот эпизод стал известен как Могадишская миля). В ходе этой пробежки никто из них не был ни убит, ни ранен.
Только в 6-30 4 октября конвой добрался до стадиона, контролировавшегося пакистанской армией. К этому времени было убито и скончалось от ран 13 американских солдат и 1 малайзийский. Ранено было 74 американца, 2 пакистанца, 6 человек оказалось пропавшими без вести (в дальнейшем 5 было признано погибшими, а Майк Дюрант — военнопленным).
3
То что телескопы смотрят, не значит, что видят. Да и для фантастики гиперпереходы еще никто не отменял.